Северо–Западное направление транспортных коридоров Казахстана
Между тем проблемы интеграции в региональные и глобальные рынки далеко не исчерпываются для Казахстана открытием магистрального нефтепровода Тенгиз—Новороссийск. Правительство Казахстана начало переговоры о строительстве транспортных коридоров, могущих уже в самой ближайшей перспективе состыковаться с масштабными проектами транспортных коридоров Север—Юг и Запад—Восток, которые планируется направить через территорию Казахстана. Осуществляя эту идею, Казахстан намеревается выйти на чрезвычайно емкие рынки сбыта стран Балтийского бассейна. Причем непосредственным и весьма заинтересованным партнером Казахстана в реализации этого проекта начинает выступать Россия. Дело в том, что она жестко требует от Казахстана, чтобы свой выход к морским терминалам Балтийского моря последний осуществлял не за счет весьма несговорчивых латышей, эстонцев и литовцев, а посредством увеличения объема своего экспортного транзита через имеющиеся и строящиеся мощности морских портов Санкт–Петербурга и Усть–Луги, расположенных в Финском заливе.
Как сообщают официальные источники, «между российской и казахской сторонами достигнуто принципиальное соглашение о том, что финансирование новых транспортных проектов будет осуществляться Казахстаном за счет собственных бюджетных средств. Недостающие средства предполагается получить за счет привлечения финансов частных предприятий страны».
По заявлению министра транспорта и коммуникаций Казахстана господина Карима Мами, «с целью осуществления проекта и для координации действий была создана совместная казахстанско–российская межправительственная транспортная комиссия». В соответствии с рабочим графиком казахского министра в середине марта 2001 года состоялась его поездка в российский порт Усть–Луга и его участие в совещании, прошедшем в Российском регистре судоходства. В работе этого совещания приняли также участие заместитель министра транспорта РФ Владимир Якунин, вице–губернатор Ленинградской обрасти Александр Брахно, а также Генеральный директор ОАО «Компания Усть–Луга» Валерий Израйлит.
По окончании своего рабочего визита в Усть–Лугу господин Карим Мами сделал заявление для местной прессы, которой он, в частности, сообщил, что «через порт Усть–Луга будет проходить не только перевалка казахстанского угля, но также и значительный объем экспорта других видов товаров страны». Поскольку наличие высокотехнологического производства и избытка высокосортной продукции легкой и пищевой промышленности в Казахстане никем из наблюдателей пока еще не отмечено, то нетрудно предположить, что номенклатуру казахстанского экспорта будет составлять исключительно сырье — черные и цветные металлы, а также руда.
В своем интервью российской прессе Владимир Якунин сказал, что «в сложившейся ситуации российская сторона должна создать для частных предприятий Казахстана такие условия, чтобы им было выгодно вывозить свою продукцию через терминалы морских портов Усть–Луги, а не через морские порты стран Балтии». Для пояснения слов высокопоставленных чиновников Казахстана и России, которые выделили интересы частного казахстанского сектора в отдельную статью переговорного процесса, посвященную созданию режима льготных привилегий для частного капитала Казахстана при перегрузке экспортной продукции, можно напомнить, что более 90 % промышленных предприятий этой страны находится в частном владении.
По данным казахской статистики и по признанию Карима Мами, которое он сделал во время упомянутой выше встречи с официальными лицами и СМИ России, около 80 % произведенной в стране продукции приходится на частный сектор.
Между прочим, как сообщали на протяжении последнего времени российские СМИ, министр транспорта РФ Сергей Франк выступил с предложением к казахской стороне принять долевое участие в строительстве терминалов морского торгового порта Усть–Луга. По мнению Сергея Франка, «у казахстанских предприятий есть убедительные мотивации и материальные возможности для создания собственных мощностей на территориях российских морских портов Балтийского моря и, следовательно, для их последующего выхода на европейские потребительские рынки».
Столь комплиментарные высказывания договаривающихся сторон по отношению друг к другу имеют под собой вполне объективную основу, выходящую за пределы формата локально решаемой проблемы. Дело в том, что казахский отрезок коридора Север—Юг является всего лишь частью более важного для России транспортного коридора, который далеко не исчерпывается двухсторонними российско–казахскими отношениями. Однако частью, имеющей как для России, так и для Казахстана чрезвычайно важное, если не ключевое, значение. Намеренно или случайно дезавуируя истинные цели российской стороны, заместитель министра транспорта РФ Евгений Казанцев в своем интервью для СМИ заявил, что «Минтранс поддерживает идею создания транспортного коридора через Беларусь, Россию, Казахстан и Китай от Бреста до восточно—китайского порта Ляньюньган». Впрочем, такое направление развития транспортного коридора, в который сегодня инкорпорируется Казахстан, вполне соответствует стратегическим интересам этой страны. Так, озвучивая официальную позицию казахского руководства по отношению к перспективам развития транспортного коридора Север—Юг, господин Карим Масимов подтвердил, что «развитие коридора Восток—Запад возможно по всей территории Казахстана до границы с Китаем и с выходом в порты Шанхая и Гонконга». В то же время планируемая организация транзитного коридора Север—Юг предполагает создание транспортного пути, соединяющего Индию и страны Персидского залива с портами Западной Европы посредством стыковки внутренних водных российских путей с акваториями Балтийского и Каспийского морей. Межправительственное соглашение о создании этого коридора было подписано Россией, Индией и Ираном 12 сентября 2000 года на II Международной евроазиатской конференции по транспорту. В число участников этого масштабного проекта пытается пробиться и Казахстан, весомыми аргументами которого для участия в «большой геополитической игре» могут выступить значительные сырьевые ресурсы и транзитная территория.
А между тем в первой декаде апреля текущего года президент Казахстана Нурсултан Назарбаев посетил с официальным визитом Норвегию и Литву, где также затрагивались вопросы об использовании морских портов Литвы для транзита казахских товаров на рынки Северной Европы. Правда, как комментируют российские политические эксперты, весьма уязвленные тем, что президент Казахстана попытался вести переговоры с Норвегией и Литвой через голову России, результаты переговоров оказались для Казахстана малоэффективными.
- Передмова
- Стратегія співпраці сша з україною
- Литовский опыт решения проблемы взаимопонимания и сотрудничества при осмыслении, разработке и претворении положений концепции национаЛьНой безопасности
- Принципи політики безпеки і оборони угорщини
- Нефтетранспортные коридоры каспийского шельфа в контексте экономических и политических интересов украины Большая нефть Каспия в контексте интересов сша
- Текущая ситуация на казахстанском участке Каспийского шельфа
- По своей протяженности нефтепровод Тенгиз—Новороссийск станет шестым в мире
- Верно ли утверждение о том, что Каспийский трубопровод является тактической победой России в конкуренции за доминирование над Каспийским нефтяным шельфом?
- Северо–Западное направление транспортных коридоров Казахстана
- «Красный дракон» понемногу пытается манипулировать нефтепроводами
- Возможная роль Украины в освоении Каспийского нефтяного «клондайка»
- Приоритеты и перспективы развития гууам
- Перспективы развития
- Каспийский регион как приоритет внешней политики азербайджанской республики Общетеоретические аспекты
- Каспийское море — источник геополитических проблем
- Национальный приоритет Азербайджанской Республики как ведущей прикаспийской страны
- Каспийское море как главный источник всех проблем Азербайджана
- Каспийское море — главная надежда в решении всех проблем Азербайджана
- Безопасность прикаспийского региона — также приоритет внешней политики Азербайджана
- Про національні інтереси грузії
- Вузол політичних проблем на кавказі
- Про концепцію національної безпеки російської федерації
- Особенности и приоритеты национальной стратегии безопасности и политики беларуси
- Азербайджан, грузія та вірменія — потенційний регіон стабільності
- Стратегія національної безпеки україни: геополітичні пріоритети та регіональні реалії
- Нато і балканські проблеми
- Зовнішньополітичні пріоритети в стратегії національної безпеки україни
- Проблеми європейської інтеграції в стратегії національної безпеки україни
- Стратегія забезпечення економічної безпеки україни. Пріоритети та проблеми імплементації Вступ
- Трактування економічної безпеки
- Критерії економічної безпеки та їхній стан в Україні
- Внутрішньополітичні пріоритети національної безпеки
- До питання про доцільність багатовекторної зовнішньої політики україни
- Загрози національним інтересам у сфері оборони та можливості їх усунення
- Стратегія національної безпеки країн цсє
- Стратегічна мета політики національної безпеки
- Загрози і виклики
- Площини активності та механізми реалізації політики безпеки
- Підгрунтя оборонної стратегії
- Екологічні пріоритети в стратегії національної безпеки україни
- Внутрішні аспекти політики екологічної безпеки України
- Міжнародні аспекти політики екологічної безпеки України
- Стратегія екологічної безпеки