logo

Природа языка

Одни ученые считают язык общественным, социальным явлением, другие – биологическим, третьи – психическим. В современном мире распространено мнение, что язык – явление социальное. Это утверждение находит доказательство в жизни человека: язык - важнейшее средство общения; нет и не может быть языка без человека и вне общества. Поэтому язык социален: он возникает, живет, развивается вместе с возникновением и развитием человеческого общества. Он сохраняет общественный характер, обслуживает потребности общ-ва. Умирает народ – умирает язык, к-рым он пользовался. Если сохраняются какие-л.тексты, то язык переходит в разряд мертвых (напр., старославянский, латинский, древнегреческий).

Язык отличен от науки, культуры, производства (общественных явлений). Отличие в специфичности функций языка, главная их к-рых – общение посредством языка.

Говоря о языке как об общественном явлении, мы имеем в виду, что это явление многоаспектное, поскольку язык связан с естественными явлениями – биологическими, физиологическими, акустическими, физическими. Функционирование языка как знаковой системы обусловлено развитием головного мозга и физиологическими явлениями. Биологический фактор – деятельность органов речи. Восприятие речи в виде звуковых колебаний в среде – явление физическое. Обобщая все вышесказанное, выводим, что язык – явление как общественное, так и природное.

Некоторые ученые относят язык к биологическим явлениям ссылаясь на то, что это – деятельность человека, как ходьба и дыхание. Согласно этой теории, способность общаться передается по наследству. У этой теории есть противоречия: в другой стране или другом обществе можно научиться разговаривать на другом языке.

Язык – явление психическое. Немецкий ученый Гумбольдт писал о том, что язык есть орган внутреннего бытия. Само это бытие, находится в процессе внутреннего самопознания, что язык – это внешнее проявление духа народа. С этим мнением трудно согласиться, поскольку язык может и должен развиваться у каждого человека вне зависимости от каких-л. обстоятельств и условий: если ребенка изолировать от общества, то он не сможет самостоятельно научиться говорить.

Выделим основные свойства и признаки языка:

Язык-е стремится не столько к тому, чтобы собрать факты многих языков и рассматривать их под определенным углом зрения, сколько к тому, чтобы выработать теорию, применяемую для объяснения многих языков вместе и каждого в отдельности.

  1. Науки, изучающие язык.

Первая проблема – граница данной науки, вторая – проблема структурного членения языка и внутренней связи языковой структуры, третья – проблема функционирования языка и его внешней связи, четвертая – проблема исторического развития языка, внутренних и внешних условий развития языка, пятая – проблема знаковости языка и положения языка среди знаковых систем, шестая – проблема языковых универсалий, седьмая - проблема науки о языке, её методов и методик, внутренней структуры и внешних связей с другими науками.

  1. Что изучает наука о языке – реальный объект или абстрактную систему понятий, так называемых конструктов.

В работах ученых проскальзывает мысль о том, что структура языка, его основные единицы (фонемы, слова) – это ничто иное, как конструкты (абстракции).

Существует общее и частное языкознание. Общее включает разделы: фонетика, грамматика, лексика. Все три образуют семантику, к-рая посвящена изучению значения. Фонетика посвящена звуковой системе языка. Грамматика – морфологической и синтаксической системе, лексика изучает словарный состав. Общее языкоз-е изучает общие признаки, понятия, характерные для большинства языков. Частное язык-е - это прерогатива какого-л. одного языка.

Языковые свойства интересуют ученых с давних пор. Первым, кто провел эмпирические исследования материала в 60-х годах 20 в, был америк.лингвист Гринберг. Суть метода состояла в исследовании языков различных семей – европейской, тюркской и пр.(это являлось непосредственным условием) и регионов по одним и тем же параметрам и точек совпадения исследуемых языков. Точки соприкосновения и назывались языковыми универсалиями; т.е. иными словами - все слова имеют звуки. Гринберг проделал работу на 30 языках, последующие труды увеличили кол-во до 100.