Основные понятия фонологии
Фонология как самостоятельная лингвистическая дисциплина в её современном понимании сложилась в 20–30-е гг. 20 в.; создателями её были Н. С. Трубецкой, Р. Якобсон, С. О. Карцевский.
Каждая фонема характеризуется своим фонологическим содержанием, представляющим собой совокупность всех существенных признаков данной фонемы, отличающих ее от других фонем и прежде всего от близкородственных фонем. В современной лингвистике такой существенный признак получил наименование дифференциального (различительного).
В Фонологии основным объектом исследования является противопоставления (оппозиции) фонем - фонологически-дистинктивнй, или смыслоразличителъный аспект. /o/ — /i/: so — sie, Rose — Riese.
Фонемы образуют в совокупности фонологическую систему языка (фонологическую парадигматику). Описание системы фонем предполагает использование терминов различительных признаков, к-рые формулируются как обобщение артикуляционных и акустических свойств звуков, реализующих ту или иную фонему (глухость – звонкость, открытость – закрытость и т.п.).
Вариации фонемы – это звуковые проявления одной фонемы в слабой позиции.
- Сильные фонемы – фонемы, обладающие максимальной различительной способностью. Гласные под ударением – сильные фонемы.
- Слабые фонемы обладают меньшей различительной способностью.
Каждая фонема имеет ряд постоянных, независимых от позиций, конститутивных признаков. Среди конститутивных признаков выделяется дифференциальный признак, который является и релевантным (соотносительным), и конститутивным одновременно. Для <п> таким признаком является глухость по отношению к <б>: пал, бал. глухость для <ц> - конститутивный нерелевантный признак.
Гиперфонема –это функциональная единица, представленная рядом позиционно чередующихся звуков, общих для нескольких фонем при отсутствии представителя этой единицы в сильной позиции. Гиперфонема имеет сходство с фонемой, так как представлена рядом позиционно чередующихся звуков, однако гиперфонема отличается от фонемы отсутствием звука в сильной позиции. Например, гиперфонемы есть в словах с безударными гласными в корне, непроверяемыми ударением: так, словах собака [с/\ба´къ], собаковод [събак/\во´т] в первом слоге мы услышим гласный звук [/\] и [ъ], но не найдем слова, в котором бы отчетливо слышался звук [о].
Важнейшим понятием Фонология является понятие позиции которое позволяет описать фонологическую синтагматику, т. е. правила реализации фонем в различных условиях их встречаемости в речевой последовательности и, в частности, правила нейтрализации фонемных противопоставлений и позиционной вариативности фонем.
Фонология отличается от фонетики тем, что в центре её внимания находятся не сами звуки как физическая данность, а та роль (функция), которую они выполняют в речи как компоненты более сложных значимых единиц – морфем, слов. Поэтому Фонология иногда называют функциональной фонетикой.
Фонологический аспект фонетики предполагает изучение не только сегментных, но и суперсегментных единиц звукового строя языка. Однако между учеными нет единого мнения как о количественном составе тех и других единиц в целом, так и о распределении их по двум названным группам.
Как сегментные, так и суперсегментные единицы фонологиии могут выполнять смыслоразличительную функцию (способствовать опознаванию и различению значимых единиц языка), которая является для них основной. Кроме того, Фонология изучает делимитативную (разграничительную) функцию звуковых единиц, состоящую в сигнализации границ слов и морфем в потоке речи, в связи с чем говорят о фонологических пограничных сигналах (например, фиксированное ударение в чеш. языке указывает начало слова).
Аллофоны (от греч. allos — другой + phone — звук) — это группа звуков, в которых проявляется данная фонема в зависимости от места в слове, соседства с другими звуками, ударяемости или безударности гласного и т. д.. Так, фонема <а> имеет следующие аллофоны: (а) — в слове пат, (а·) — в слове мать, (•а) — в слове пятый, (a) — в слове пять, (A) — в слове патрон, (иe) — в слове пятак, (ъ) — в слове патриот.
Архифоне́ма (др.-греч. άρχι — приставка со значением «старший» + φώνη «звук»).
1) Общее в звучании парнопротивопоставленных (кореллятивных) фонем в отвлечении от тех их свойств, на которых основана корреляция, например лат. «а» в отвлечении от долготы и краткости коррелятивных «ā» и «ă»; рус. «п» для корреляции «п»/«б» или «п»/«п’».
2) Совокупность дифференциальных признаков, общих двум членам нейтрализующегося фонологического противопоставления, например рус. «д» и «т» в словах «дед» и «лет».
Существует три аспекта фонетических исследований: 1) анатомо-физиологический (артикуляционный) Исследует звук речи с точки зрения его создания: Какие органы речи участвуют в его произношении; Активны или пассивны голосовые связки; Вытянуты ли губы вперед и т. д. 2) акустический (физический) Рассматривает звук как колебание воздуха и фиксирует его физические характеристики: частоту (высоту), силу (амплитуду), длительность. 3) функциональный аспект (фонологический) Изучает функции звуков в языке, оперирует фонемами.
Письменность
Термин «грамматика» обозначает правописание (лат. «грамма» - буква). В настоящее время термин «грамматика» обозначает основной срой языка, связи между морфемами в слове и связи между словами в словосочетаниях и предложениях.
Грамматика –абсолютная универсалия всех языков, она есть в любом языке, даже самом примитивном. Собственно говоря, грамматика - система правил, грамматических конструкций.
Термин «грамматика» также обозначает науку, занимающуюся строем языка.
Пальмер предлагал дать такое определение – homos grammaticus, что отличает чел-ка от животных.
Морфемика и словообразование
Основной единицей фонетического уровня языка явл-ся фонема.
Морфема - минимальная значимая единица языка, не обладающая номинативной функцией описания свойства предмета. Минимальная значимая часть, вычленяемая в составе словоформы, называется морфом. Словоформа может состоять из одного морфа (например, вдруг, на, бац) или из нескольких морфов (например, нес-у, вод-иц-а, пере-стрел-к-а).
Морфы, из которых состоят словоформы русского языка, делятся на корневые и аффиксальные; аффиксальные морфы делятся на префиксальные, суффиксальные, интерфиксальные, постфиксальные и флексийные. Корневой морф определяется через понятие основы, а основа - через понятия флексийного и постфиксального морфов.
Если есть позиции, в которых не может выступать хотя бы один из данных морфов (при наличии в этих позициях другого морфа или морфов), то такие морфы принадлежат к одной и той же морфеме. Такие морфы (обладающие также тождеством значения и фонематической близостью)называются алломорфами морфемы. Алломорфами являются, например, суф. морфы -ств(о) и -еств(о): второй выступает только после морфов, оканчивающихся шипящими фонемами (ничтожество, изящество), первый - после морфов, оканчивающихся остальными согласными (богатство, удальство) ; legal-illegal.
Морфемы подразделяются на функциональные типы:
- Корневые связаны с понятиями (-бел-): белый, белила, белеть.
- Служебные: сюда относятся приставки, префиксы, суффиксы , инфиксы в некоторых языках эта морфема вставляется внутрь корня, что типично для тюркских языков, напр., арабского) . В европ. языках встречается редко: drive-drove-driven. Служебные морфемы подразделяются на словообразовательные – аффиксы в них входят суффиксы, префиксы и т.д.), они же лексико-грамматические морфемы. Аффиксы отчасти грамматические, отчасти лексические, однако имеют абстрактное значение.
- Словоизменительные морфемы-флексии, иногда приставки. Понятийного значения у них нет.
Китайский, английский – аналитический язык, отдельные значения обозначают отдельные понятия. Русский – язык синтетический.
Значение, к-рое передает морфема называется грамматическим значением, когда, напр., корень – понятийное.
Флективные языки (развитое окончание): рубль-рубля-рубли-рублей (встречается в индоевропейских языках).
Агглютинирующие языки – (от англ. glue – клей) - «склеивающие», флексий мало, а грамматические значения передаются суффиксами, причем один суффикс передает одно значение (в персидском языке).
Система форм слов называется грамматической парадигмой. В некоторых языках флексии не меняют знач-я, но меняют форму слова.
- Словоизменительные приставки.
Словообразование – система закономерностей образования слов; отрасль языкознания, изучающая образ-е слов. Некоторые ученые говорят, что нужно выделить ее в отдельную отрасль.
Здесь ключ понятие – словообразовательная модель – схема, по к-рой создаются новые слова. Модели бывают активными – по ним и ныне образуются слова в большом кол-ве: re- (приставка, пришедшая из латыни). По неактивной модели новые слова не создаются: пастух-пасти, питух(пьяница)-петух(поет), петица(певица)-птица; лабух-лабать (жаргон).
Модели также делятся на продуктивные – такие, по к-рым создано много слов, и непродуктивные. Активная и продуктивная модель в англ. языке – re+R, R+er : Be easy, the dog is not biter.
Лексическая основа слова делает слово какой-л. частью речи. У нее обязательно есть частиречное значение, т.е. категориально-грамматическое. Кобыл=иц=а, бел-е=т=ь.
Основа, под к-рой образуется слово, называется производящей: учить-учитель (производное).
Добавляя служебные морфемы, мы образуем новые слова. Добавляя 2 и более лексические основы , образуем сложные слова: seeman. Определяется постановкой знаком «+» между равными словами. В русском : паровоз (пар+воз), сталелитейный.
Сложнопроизводные отображают процесс свертывания словосочетания в сложное слово: Long-legd (длинноногий), blue-eyes (голубоглазый), fortune-teller(предсказатель, гадалка), to keep bees – bee-keeper (пчеловод). То, что в русском называется сложными словами, в англ. чаще всего можно охарактеризовать как сложнопроизводные.
Аналитические словоформы – формы, разделенные на несколько морфем.
Морфемика – учение о видах морфем. Словообразование – учение о соединении слов в словах. Морфология – учение о словоформах.
Морфологические категории – основные понятия морфологии (частей речи): грамматический род, число, падеж – у существительных; вид, время , залог, наклонение – у глаголов; степень сравнения -у прилаг. В рус. яз. – м, ж, средний и общий – когда сущ-ное применимо и к мужчинам, и к женщинам: неряха.
- Объект и предмет языкознания
- Природа языка
- Связь языкознания с естественными науками
- Система и структура языка
- Виды систем, характеристика языка как языковой системы
- Иерархия уровней языковой системы
- Язык, речь, речевая деятельность. Текст, дискусс.
- Высказывание.
- Дискурс
- По’левое строение языка
- Звуковой строй языка
- Артикуляторная и акустическая фонетика
- Сегментная фонетика
- Суперсегментная фонетика
- Основные понятия фонологии
- Малый синтаксис
- Большой синтаксис – синтаксис предложения
- Лексико-фразеологический фонд языка
- Фонд исконных и фонд заимствованных слов
- Лексическое значение слова
- Системные связи в лексическом фонде языка
- Антонимия и семантическая конверсия
- Идиоматика (соотв-но – наука)
- Лексикография