logo

Основные понятия фонологии

Фонология как самостоятельная лингвистическая дисциплина в её современном понимании сложилась в 20–30-е гг. 20 в.; создателями её были Н. С. Трубецкой, Р. Якобсон, С. О. Карцевский.

В Фонологии  основным объектом исследования является противопоставления (оппозиции) фонем - фонологически-дистинктивнй, или смыслоразличителъный аспект. /o/ — /i/: so sie, Rose Riese.

Фонемы образуют в совокупности фонологическую систему языка (фонологическую парадигматику). Описание системы фонем предполагает использование терминов различительных признаков, к-рые формулируются как обобщение артикуляционных и акустических свойств звуков, реализующих ту или иную фонему (глухость – звонкость, открытость – закрытость и т.п.).

- Сильные фонемы – фонемы, обладающие максимальной различительной способностью. Гласные под ударением – сильные фонемы.

- Слабые фонемы обладают меньшей различительной  способностью.

Фонология отличается от фонетики тем, что в центре её внимания находятся не сами звуки как физическая данность, а та роль (функция), которую они выполняют в речи как компоненты более сложных значимых единиц – морфем, слов. Поэтому Фонология иногда называют функциональной фонетикой.

Как сегментные, так и суперсегментные единицы фонологиии могут выполнять смыслоразличительную функцию (способствовать опознаванию и различению значимых единиц языка), которая является для них основной. Кроме того, Фонология изучает делимитативную (разграничительную) функцию звуковых единиц, состоящую в сигнализации границ слов и морфем в потоке речи, в связи с чем говорят о фонологических пограничных сигналах (например, фиксированное ударение в чеш. языке указывает начало слова).

1) Общее в звучании парнопротивопоставленных (кореллятивных) фонем в отвлечении от тех их свойств, на которых основана корреляция, например лат. «а» в отвлечении от долготы и краткости коррелятивных «ā» и «ă»; рус. «п» для корреляции «п»/«б» или «п»/«п’».

2) Совокупность дифференциальных признаков, общих двум членам нейтрализующегося фонологического противопоставления, например рус. «д» и «т» в словах «дед» и «лет».

Существует три аспекта фонетических исследований:  1) анатомо-физиологический (артикуляционный)  Исследует звук речи с точки зрения его создания: Какие органы речи участвуют в его произношении; Активны или пассивны голосовые связки; Вытянуты ли губы вперед и т. д.  2) акустический (физический)  Рассматривает звук как колебание воздуха и фиксирует его физические характеристики: частоту (высоту), силу (амплитуду), длительность.  3) функциональный аспект (фонологический)  Изучает функции звуков в языке, оперирует фонемами.

Письменность

Грамматика –абсолютная универсалия всех языков, она есть в любом языке, даже самом примитивном. Собственно говоря, грамматика - система правил, грамматических конструкций.

Термин «грамматика» также обозначает науку, занимающуюся строем языка.

Пальмер предлагал дать такое определение – homos grammaticus, что отличает чел-ка от животных.

Морфемика и словообразование

Основной единицей фонетического уровня языка явл-ся фонема.

Морфы, из которых состоят словоформы русского языка, делятся на корневые и аффиксальные; аффиксальные морфы делятся на префиксальные, суффиксальные, интерфиксальные, постфиксальные и флексийные. Корневой морф определяется через понятие основы, а основа - через понятия флексийного и постфиксального морфов.

Если есть позиции, в которых не может выступать хотя бы один из данных морфов (при наличии в этих позициях другого морфа или морфов), то такие морфы принадлежат к одной и той же морфеме. Такие морфы (обладающие также тождеством значения и фонематической близостью)называются алломорфами морфемы. Алломорфами являются, например, суф. морфы -ств(о) и -еств(о): второй выступает только после морфов, оканчивающихся шипящими фонемами (ничтожествоизящество), первый - после морфов, оканчивающихся остальными согласными (богатствоудальство) ; legal-illegal.

- Корневые связаны с понятиями (-бел-): белый, белила, белеть.

- Служебные: сюда относятся приставки, префиксы, суффиксы , инфиксы в некоторых языках эта морфема вставляется внутрь корня, что типично для тюркских языков, напр., арабского) . В европ. языках встречается редко: drive-drove-driven. Служебные морфемы подразделяются на словообразовательные – аффиксы в них входят суффиксы, префиксы и т.д.), они же лексико-грамматические морфемы. Аффиксы отчасти грамматические, отчасти лексические, однако имеют абстрактное значение.

- Словоизменительные морфемы-флексии, иногда приставки. Понятийного значения у них нет.

Китайский, английский – аналитический язык, отдельные значения обозначают отдельные понятия. Русский – язык синтетический.

Значение, к-рое передает морфема называется грамматическим значением, когда, напр., корень – понятийное.

Флективные языки (развитое окончание): рубль-рубля-рубли-рублей (встречается в индоевропейских языках).

Агглютинирующие языки – (от англ. glue – клей) - «склеивающие», флексий мало, а грамматические значения передаются суффиксами, причем один суффикс передает одно значение (в персидском языке).

Система форм слов называется грамматической парадигмой. В некоторых языках флексии не меняют знач-я, но меняют форму слова.

- Словоизменительные приставки.

Здесь ключ понятие – словообразовательная модель – схема, по к-рой создаются новые слова. Модели бывают активными – по ним и ныне образуются слова в большом кол-ве: re- (приставка, пришедшая из латыни). По неактивной модели новые слова не создаются: пастух-пасти, питух(пьяница)-петух(поет), петица(певица)-птица; лабух-лабать (жаргон).

Модели также делятся на продуктивные – такие, по к-рым создано много слов, и непродуктивные. Активная и продуктивная модель в англ. языке – re+R, R+er : Be easy, the dog is not biter.

Лексическая основа слова делает слово какой-л. частью речи. У нее обязательно есть частиречное значение, т.е. категориально-грамматическое. Кобыл=иц=а, бел-е=т=ь.

Основа, под к-рой образуется слово, называется производящей: учить-учитель (производное).

Добавляя служебные морфемы, мы образуем новые слова. Добавляя 2 и более лексические основы , образуем сложные слова: seeman. Определяется постановкой знаком «+» между равными словами. В русском : паровоз (пар+воз), сталелитейный.

Сложнопроизводные отображают процесс свертывания словосочетания в сложное слово: Long-legd (длинноногий), blue-eyes (голубоглазый), fortune-teller(предсказатель, гадалка), to keep bees – bee-keeper (пчеловод). То, что в русском называется сложными словами, в англ. чаще всего можно охарактеризовать как сложнопроизводные.

Аналитические словоформы – формы, разделенные на несколько морфем.

Морфемика – учение о видах морфем. Словообразование – учение о соединении слов в словах. Морфология – учение о словоформах.