Основные лингвистические науки и направления.
-
Основные направления современного языкознания.
-
ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ЛИНГВИСТИКИ.
-
господство коммуникативной парадигмы.
-
Возникновение большого количества стыковых наук (психолингвистика, социолингвистика, лингвокультурология, математическая лингвистика, этно-лингвистика)
-
Учёт человеческого фактора в языке. В одной и той же ситуации разные люди говорят и ведут себя по-разному. Различные стратегии: убеждения, спора, самореализации, самодискредитации.
-
Стирание граней между национальными школами.
-
Отсутствие единого научного центра
-
Австралия (153 умирающих языка)
-
Боливия, Перу (113)
-
Восточная Сибирь
-
Северо-Западное побережье Тихого океана (53)
-
расширение курса изучаемых языков. В 19 веке лингвистика только зародилась. Изучались в основном индоевропейские языки. Раньше не изучались папуасские, языки Кореи, народов Африки, креольские.
-
В отечественном языкознании 20в. развивались все основные лингвистические теории, особенно методы структурализма.
-
Современная парадигма характеризуется, в числе прочих особенностей переходом от структурального изучения языка в самом себе и для себя к анализу вербальной коммуникации в широком социальном, культурном и психологическом контексте. В рамках этой парадигмы развиваются следующие наиболее актуальные направления лингвистических исследований:
-
Семантические – изучение значений языка, единые механизмы их формирования, способы соединения с той или иной формой, типологии значений, способов номинаций.
-
Когнитивная лингвистика – изучение восприятия человеком действительности и отражение этого восприятия в языке; отражение ментальных сущностей в языковых структурах
-
Лингвокультурология - изучение культурной специфики лингвистических феноменов
-
Основные направления современной лингвистики.
-
Генеративная лингвистика - одна из ветвей формального направления в лингвистике, возникшая под влиянием идей Ноама Хомского в конце 50-х годов 20 века и основывающаяся на описании языка в виде формальных моделей определенного типа. Исходным и базовым для ГЛ типом формальных моделей являются трансформационные порождающие грамматики. ГЛ выдвинула несколько фундаментальных противопоставлений: четко различаются компетенция - знание языка и употребление - использование языка в речевой деятельности.. Структура грамматики имеет три основных компонента: синт., сем. и фон., из которых центральный - синтаксис, а семантика и фонология выполняют по отношению к нему интерпретирующую ф-цию.
-
Прагмалингвистика - область языкознания, изучающая функционирование языковых знаков в речи в аспекте отношения "знак - пользователь знака". Теоретические основания прагмалингвистики были заложены к 60-м годам 20-го века трудами лингвистов-философов Оксфордской школы. В 60-70 гг. для становления прагмалингвистики как науки о языке в его живом функционировании возникли объективные предпосылки - возможность легко получать, хранить и анализировать магнитофонные и видеозаписи речевого общения. Цель ПЛ - изучение языка в контексте - социальном, ситуативном и пр., т.е. исследование языка как средства коммуникации.
-
Психолингвистика - наука, изучающая процессы речеобразования, а также восприятия и формирования речи в их соотнесенности с системой языка. Разрабатывая модели речевой деятельности и психофизиологической речевой организации человека, П проверяет их путем психологических экспериментов, т.о., будучи по предмету исследования близка к лингвистики, по методам П ближе к психологии.
-
Нейролингвистика - научная дисциплина, возникшая на стыке неврологии и лингвистики и изучающая систему языка в соотношении с мозговым субстратом языкового поведения.
-
Этнолингвистика — область языкознания, изучающая язык в его взаимоотношении с культурой. Центральными для этнолингвистики являются следующие две тесно взаимосвязанных проблемы, которые можно назвать «когнитивной» (антропологическая лингвистика) и «коммуникативной» (лингвистическая антропология).
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
- Вопросы к вступительному экзамену
- Язык как структурно-системное образование. Основные и промежуточные уровни языковой системы.
- Понятие «язык». Вопрос о происхождении языка.
- Язык и общество. Знаковая теория языка.
- Развитие языка. Интралингвистические и экстралингвистические факторы в развитии языка.
- Традиционные методы лингвистических исследований.
- Современные методы лингвистические исследований.
- Слово и его значение, типы лексических значений. Явление полисемии. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Функции в речи.
- Фразеология. Слово и фразеологизм. Основные типы фе.
- Проблемы заимствования в лексике. Заимствования в лексике русского языка в его истории и на современном этапе.
- Лексика в экспрессивно-стилистическим отношении. Основные пласты лексики с точки зрения стиля и сферы употребления. Термины и проблемы терминообразования.
- Основные явления в области исторического развития лексики.
- Аспекты изучения звуковых средств языка. Типы классификации звуков. Проблемы фоносемантики.
- Типы фонетических единиц. Место изучения звуковой стороны языка в системе лингвистических наук.
- 1.Фразовое ударение
- 2. Тактовое ударение
- Словообразовательная система языка. Единицы словообразовательной системы: коррелятивная пара, словообразовательный ряд, словообразовательная модель.
- Словообразовательная парадигма. Способы и средства словообразования.
- Грамматическое значение и способы его выражения в языке. Общая характеристика грамматических категорий русского языка.
- Вопрос о частях речи в русском языке. Проблемы переходности частей речи.
- Синтаксические единицы. Словосочетание и предложение. Принципы классификации предложений в синтаксической традиции. Типы односоставных и двусоставных предложений.
- 1. Определенно-личные
- 2. Неопределенно-личные
- 3. Безличные
- 4. Обобщенно-личные
- Основные вопросы теории сложного предложения.
- Основные проблемы синтаксиса текста.
- 1. Информативность.
- 2. Связность.
- Стили языка и стили речи.
- Основные периоды развития русского литературного языка. Особенности развития русского литературного языка в хх – ххi веке. Проблемы экологии языка в советское и постсоветское время.
- 1) Литературный язык Киевского государства (древнерусский литературный язык) (х – начало XII вв.).
- 2) Литературный язык эпохи феодальной раздробленности (середина XII – середина XIV вв.).
- 3) Литературный язык Московского государства (литературный язык великорусской народности, или старорусский литературный язык) (середина XIV – середина XVII вв.).
- 1) Литературный язык периода формирования русской нации (середина XVII – начало XIX вв.).
- 2) Литературный язык русской нации (30-е гг. XIX – начало XX вв.).
- 3) Литературный язык советской эпохи.
- Старославянский язык и его роль в развитии русского языка.
- Общая характеристика современных славянских языков.
- 5 Направлений в современной лингвистике
- Вопросы деидеологизации лингвистики и влияние этого процесса на развитие языкознания сегодняшнего дня.
- Основные лингвистические науки и направления.
- Культура речи сегодня.