logo search
Otvety_po_literature

Творческая история и проблематика Мастера и Маргариты

В начале 20-х годов Булгаковым был задуман роман "Инженер с копытом", но с 1937 года он получает другое название - "Мастер и Маргарита". Это творение необыкновенное, невиданное доселе в русской литературе. Сплав гоголевской сатиры и дантовой поэзии, высокого и низкого, смешного и лирического.

Булгаков писал "МиМ" как исторически и психологически достоверную книгу о своем времени и о людях, и потому роман стал уникальным человеческим документом той примечательной эпохи. Есть основание предположить, что автор мало рассчитывал на понимание и признание его романа современниками. В романе "МиМ" царят счастливая свобода творческой фантазии и одновременно строгость композиционного замысла. Сатана правит великий бал, а вдохновенный Мастер, современник Булгакова, пишет свой бессмертный роман. Там прокуратор Иудеи отправляет на казнь Христа, а рядом, суетясь, подличают, приспосабливаются, предательствуют вполне земные граждане, населяющие Садовые и Бронные улицы 20-х - 30-х годов нашего века.

Смех и печаль, радость и боль перемешаны там, как в жизни, но в той высокой степени концентрации, которая доступна лишь сказке, поэме. "Мастер и Маргарита" и есть лирико-философская поэма в прозе о любви и нравственном долге, о бесчеловечности зла, об истинном творчестве, которое всегда является преодолением бесчеловечности, порывом к свету и добру. Дьяволиада, один из любимых авторских мотивов, играет роль вполне реалистическую и может служить блистательным примерам гротескно-фантастического, сатирического обнажения противоречий живой действительности. Воланд грозой проносится над булгаковской Москвой, карая глумливость и непорядочность. Сама идея поместить в Москву тридцатых годов князя тьмы и его свиту, олицетворяющих те силы, которые не поддаются никаким законам логики, была глубоко новаторской. Задача Воланда - "испытать" героев романа, воздать должное Мастеру и Маргарите, сохранившим верность друг другу и любовь, покарать взяточников, лихоимцев, предателей. Со злом бороться следует силами зла. В этом - трагический гротеск романа. Воланд возвращает Мастеру его роман о Понтии Пилате, который Мастер сжег в приступе страха и малодушия. Миф о Пилате и Иешуа, воссозданный в книге Мастера, переносит читателя в начальную эру духовной цивилизации человечества, утверждая мысль о том, что противоборство добра со злом вечно, оно кроется в самих обстоятельствах жизни, в душе человека, способной на возвышенные порывы и порабощенной ложными, преходящими интересами сегодняшнего дня. Дьявола, пожалуй, для Булгакова действительно не существует, как не существует богочеловека. В его романе живет иная, глубокая вера в исторического человека и в непреложные нравственные законы. Для Булгакова нравственный закон заключен внутри человека и не должен зависеть от религиозного ужаса перед грядущим возмездием.

Булгаков пытался сжечь свою рукопись, но это не принесло ему облегчения. Роман продолжал жить. Мастер помнил его наизусть. Рукопись была восстановлена. После смерти писателя она пришла к нам и скоро обрела читателей во многих странах мира.

Билет 6

Изображение быта и нравов казачества в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон»

Народный характер в рассказе А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» НЕ СДЕЛАНО.

Билет 7

ДОДЕЛАТЬ. СЕМ. 27 мая.

Билет 8

Акмеизм как литературное течение Акмеизм противостоял символизму в начале ХХ века, существовал около 2 лет (1913-19140. Направление, «обобщающее опыт и выводящее поэта к вершине творчества». Акмеистами Гумилев назвал окружавших его поэтов. Akme – вершина, высшая степень.

«Цех поэтов»: Гумилев, Ахматова, Мандельштам, Городецкий, Зенкевич, Нарбут. Цех решал конкретные вопросы по овладению поэтическим мастерством – профобъединение.

Ж-л «Аполлон» - ред. Маяковский, рубрика «Письма о русской поэзии» Гумилева (рецензии, позже вышли отдельной книгой).

Программа акмеизма:

1. конкретность, вещность (противопост.символизму)

2. совершенствование поэт.мастерства.

Первое заявление в статье Кузмина «О прекрасной ясности» (за 3 года до манифестов Гумилева и Городецкого) - кларизм против туманных откровений символистов. Художник должен нести ясность, прояснять смысл вещей.

Гумилев, «Наследие символизма и акмеизм» - символизм закончил круг развития и теперь падает. Надо достойно принять наследие символизма и ответить на поставленные им вопросы. Акмеизм должен установить равновесие между метафизическим и земным. Не было отречения от метафизики, но трезвый взгляд – несказанное должно остаться несказанным.

Мандельштам, «Утро акмеизма» - расходился во мнениях с Гумилевым, поэтому не публиковался в «Аполлоне». Центральная метафора – архитектура, зодчество. Поэт-строитель. Слово – камень, который надо обтесать. Акмеизм – это тоска по мировой культуре», т.е. это стремление уравновесить все начала.

Акмеизм вернул в лит-ру «человека нормального роста», заговорил нормальным языком, без экзальтации и напряженности. Изменил масштаб, очеловечил литературу. Вместо надмирности – «человек=мир», психологичность, разговор, поиск полновесного слова. Вместо философских исканий – взыскательность к отдельному слову – акцент на форме.

Хотели связать современное творчество с мировой культурой. 4 русла мировой культуры:

  1. Шекспир – открыл психологичность, попытка заглянуть в душу

  2. Рабле – радости тела

  3. Вийон – противоречие высокого и низкого, бога и дьявола

  4. Готье – красота, совершенство формы.

Развалились, т.к. не было единства взглядов, их объединяла только поэтическая школа, проблема мастерства, затем каждый пошел своим путем