Билет 12
Футуризм как явление русского авангарда Ф. – это не только новая литературная школа (как акмеизм), это новая система мировидения (как символизм), не только российское явление.
Италия. Манифест Маринетти – провозгласил новое «искусство будущего»: раньше литература воспевала мечтательность и сон, а мы будем воспевать агрессивное движение, быструю хотьбу, пощечину и удар кулака; человечество обогатилось новой красотой – красотой быстроты. Война – единственная гигиена мира. Мы будем воспевать огромные толпы (впервые в искусстве), фабрики, вокзалы, и .т.д., т.е.: 1. отрицание прежнего искусства; 2. отказ от традиций; 3. провозглашение динамики, движения; 4. урбанизм, техницизм; 5. образность (заводы, подвешенные к облакам за дымные ленты); 6. милитаризм (потом эволюция в фашизм); 7. молодость, энергетика, дерзость
Россия. 1910 год, первый Ф. манифест «Садок судей» (Бурлюк, Хлебников, Каменский). «Пощечина общественному вкусу» (тоже коллективный): сбросим Пушкина, Толстова и Достоевского с парохода современности.
Футуризм – авангардное течение внутри модернизма, они утверждают новую красоту.
Ф-ты: Крученых, Маяковский, Лившиц – создали группу кубофутуристов «Бубновый валет». Как в живописи кубизм передает картину частями тел, они передавали их частями слов. Все они вышли из авангардных течений в живописи, а позже многие художники примкнули к «Б.В.» - такая взаимосвязь двух искусств.
Почему авангардисты? Потому что искали новое. Все наше искусство считали ненужным старьем, которое надо выбросить, искусство должно быть иным.
*«Мы заняты поиском самоценного слова», такого, которое не было бы стерто обыденным употреблением, загрязнено пошлостью общения – чистое, настоящее, звенящее слово. Они использовали живые словообразовательные модели русского языка: дворяне-творяне, земляне-будетляне.
* Считали, что нужно разрушить синтаксис, точки, запятые, тире – это мещанство, сдерживающее энергетику речи. Предложение может состоять и из одного слова, и из обрывка слова.
* Степень образной свободы должна быть абсолютной, т.е. художник волен как угодно, что угодно называть, не связывая это с привычностью нашего восприятия.
* Огромное внимание к метафоре (еще у Маринетти).
* Нет качественным прилагательным! Никакой оценки, все должно быть направлено к быстроте стиля, к динамике.
* Действие – главный кумир, творчество динамично, бесконечно.
* Коллективные манифесты за подписями, коллективное сознание («мы»).
* Антиэстетизм. «Дохлая луна», поэзия – истрепанная девка, звезды – плевочки, Маяковский: «мне нравится смотреть, как умирают дети». Они не хотят никакой красоты в традиционном понимании, они эпатируют.
* Разошлись с Маринетти в понимании войны (кровавая бойня).
* Создали феномен новой книги – кубофутуристическая книга. Набиралась разным кеглем, прыгающие строги, великолепное оформление, новая форма подачи стиха – изограмма, новое слово в оформлении книги!!!
* Утопические настроения, искусство способно изменить собой безобразный пошлый мир, стать вторым миром, творящим новую реальность. Во время февральской революции создали правительство земного шара (Хлебников председатель). Потом это привело к краху, они считали, что они сильнее общества, устанавливали свои правила. «Левый фронт искусств» Маяковского стали агитаторами новой власти, «дайте нам полномочия и мы наведем порядок в искусстве» - деградация футуризма. И все это от утопичности сознания.
* Сдвигология. Стремились создать стихи ослабленной семантики, морфемы сдвигаются, перывй слог одного слова присоединялся к последнему другого (сплатяху лу с осанною – сплетя хулу с осанною). Они создают совершенно новые слова, но не нарушая законов родной речи.
* Группы: кубофутуризм, эгофутуризм (Северянин, Феофанов), «Мезонин поэзии» (альманах Шершеневича), «Центрифуга» (Пастернак, Ивнев, Елена Гуро)
- Образ лишнего человека в повести «Голубые Города» и «Гадюка»
- Композиция и стиль ю. Олеша «Зависть»
- Народный характер в поэме а. Твардовского «Василий Теркин»
- И вот рождается так называемая культура Серебряного века. Ее хронологические границы – это (конец) середина 90- ходов, вторая половина 90-х годов и 1922 год.
- Герой модернизма – это человек «несчастного сознания» (в кавычках, потому что это просто термин).
- Творческая история и проблематика Мастера и Маргариты
- Личность и история а романе Шолохова Тихий Дон
- Человек и история в романе м.А. Булгакова «Белая Гвардия»
- Билет 12
- Особенности художественного мира а.Платонова (рассказ на выбор)
- Роман Пильняка «Голый год». Концепция истории, поэтика
- Лирическое и эпическое в творчестве Есенина
- Особенности литературного процесса 50-х 60-х годов
- Билет 19
- Хронотоп цикла а. Блока «На поле Куликовом».
- Билет 20
- «Деревенская проза» и ее место в литературе
- Особенности прозы и поэтики первой половины 20-х годов
- Реквием Ахматовой: личное и общенародное
- Билет 24
- Народный характер в поэме а. Твардовского «Василий Теркин»
- Проблематика и поэтика стихов Мандельштама 30-х годов
- Горький и его место в отечественной литературе
- Борьба литературных группировок как характерная черта литературного процесса 1920-х гг..
- Драматургическое новаторство Горького. Пьеса «Дачники»
- 2. Пролеткульт, Леф и рапп: программы, печатные органы, деятельность.