Развитие языка. Интралингвистические и экстралингвистические факторы в развитии языка.
Согласно методу сравнит. Описания, первым условием существования языка является его изменения.
3 процесса (рода) Динамики языка(3 процесса происх одноврем и возможны только теоретически.):
1-эволюция яз - род динамич процессов когда ед яз изм свое фонетич, графич и смысловое кач-во, но при этом не происх увелич числа ед и качественного усложн их отношений,
2-развитие яз - динамич отн, когда происх увелич числа ед и качеств усложнение их отнош, то что не происх при эвол,
3-совершенствование - динамич проц, кот воплощаясь в изменении в развитии яз возн в следствии сознат а не стихийн возд-я ч-ка на яз.
Развитие имеет законом для письм и дописьм стадий РЯ. Дописьм стад(сравнит историч яз-е) любая языковая семья восх к праязыку из кот разв-ся остальн языки. Это разв имеет ступенч х-р. Снач языков основа дел на диалекты кот дают нач нов яз. нов яз основа для групп и подгрупп яз сост языковую семью, происх размнож яз. В письм периоде происх остановка размн путем деления на диалекты устн яз. Обр-ие письм яз вместе с созд лит-ры влечет за собой исчезнов диалектов. Этому способств р-ие грамотности. Сис-ма яз в письм период претерпевает изм: склад-ся подсистемы деловой речи, худ., языка СМИ (деление на стили).
Процессы Динамики Языка в ф-е его разв-я свод-ся учен к след основн ф-ам:
1. дивергенция – разветвл я идущее от диалекта, т.е. созд нов яз.
2.усложн сис-мы яз.
3.разделение литер яз на функцион стили(подсис-мы)
4.рост словаря яз и его систематиз.
В развитии языка существуют внешние и внутренние факторы. Внешние факторы связаны с развитием самого общества, например переселением племени в другой климат, новые условия труда и жизни и даже новая пища. К внутренним факторам относят преемственность и инновации. Преемственность заключается в постепенной замене одного элемента другим, причем, возможен длительный период сосуществования старой и новой единицы. Инновация же- это такая ситуация, при которой некая индивидуальная единица внезапно становится фактом общенационального языка. В процессе исторического развития можно увидеть два противоположных направления. Дивергенцию (разделение) и конвергенцию ( объединение).
Дивергенция – это территориальное деление языка в результате которого образуются диалекты.
Конвергенция сводится к взаимодействию между языковыми коллективами т.е. к языковым контактам.
По роли, которую языки могут играть в этих контактах, принято различать три варианта языкового взаимодействия.
-
Субстрат. Язык коренного населения разрушился в результате контакта с языком завоевателей, но оставил в системе этого языка свои элементы. Т.е. один из языков разрушается, а другой развивается впитав в себя элементы исчезнувшего.
-
Суперстрат. Следы языка завоевателе, который воздействовал на систему языка коренного населения, но не разрушил ее полностью, а только способствовал определенным изменениям, в результате которых местная языковая традиция не обрывается, но в ней остаются иноязычные элементы.
-
Адстрат. Общие черты формируются в параллельно существующих языках, в процессе их длительного взаимодействия, например в пограничных районах.
По вопросу о развитии языков в будущем имеется три точки зрения. Согласно, первой из них развитие должно по пути интеграции, постепенного слияния в один язык.
Согласно другой теории развитие языков будет связано с укреплением языков различных народов.
Существует, однако, и третья точка зрения, согласно которой ведущую роль в развитии языков в будущем будут играть зональные языки. Зональный язык - это один из существующих в конкретном ареале языков, «возведенный в ранг» языка общения между народностями или нациями, проживающими в данном ареале. Таким образом, для малых народностей и тех наций, язык которых не является средством межнационального общения, будущее заключается в развитии и укреплении своего родного языка и одновременно в овладении вторым или даже третьим языком межнационального общения.
В существовании и фунционировании языка основную роль играют определённые условия, которые так или иначе воздействуют на развитие языковой системы. Условия, обстоятельства, которые оказывают влияние на развитие языка, называются языковыми факторами, или факторами развития языка. Языковые факторы могут быть внешними и внутренними; по отношению к ним в лингвистике используются термины интралингвистические (внутренние) и экстралингвистические (внешние).
ИЛ факторы развития языка – это функционирование и изменение языка по тем внутренним законам, которые ему присущи:
а) стремление к облегчению произношения.
б) стремление языка к уменьшению произностительх затрат. Многие сочетания звуков довольно тяжело произносить с точки зрения речевых усилий, поэтому в определённых ситуациях в любом языке в процессе речевой деятельности могут возникать только определённые сочетания звуков. Например, слово «лодка» - произнести [д] перед [к] тяжело, поэтому звонкий звук оглушается.
в) упорядочение звуковой системы.
Неравномерное развитие различных уровней языка. Разные ярусы языковой системы в любом языке могут развиваться неравномерно, с разной степенью сложности. Например, фонетический и лексический уровень изменяются довольно быстро, а синтаксический, морфологический и словообразовательный – гораздо медленнее.
Развитие языка сопровождается двумя важными процессами: процессом дифференциации и процессом интеграции.
а) сущность процесса дифференциации состоит в том, что постоянно увеличиваются различия между языками и диалектами, а также постоянно растёт число языков.
б) процесс интеграции языков и языковых признаков заключается в уменьшении числа языков и их особенностях, т.е., интеграция проявляется, прежде всего, в скрещивании языков, когда из нескольких появляется один. Например, в результате взаимодействия галльского и латинского языков возник французский язык.
Экстралингвистические факторы развития языка. Экстралингвистические факторы могут носить стихийный и спланированный характер. Стихийный (внезапный) может изменять словарный состав языка: если неожиданно появляется новое понятие, то оно сразу образует новое слово, которое его (это понятие) называет. Так же стихийно происходит заимствование из других языков.
- Вопросы к вступительному экзамену
- Язык как структурно-системное образование. Основные и промежуточные уровни языковой системы.
- Понятие «язык». Вопрос о происхождении языка.
- Язык и общество. Знаковая теория языка.
- Развитие языка. Интралингвистические и экстралингвистические факторы в развитии языка.
- Традиционные методы лингвистических исследований.
- Современные методы лингвистические исследований.
- Слово и его значение, типы лексических значений. Явление полисемии. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Функции в речи.
- Фразеология. Слово и фразеологизм. Основные типы фе.
- Проблемы заимствования в лексике. Заимствования в лексике русского языка в его истории и на современном этапе.
- Лексика в экспрессивно-стилистическим отношении. Основные пласты лексики с точки зрения стиля и сферы употребления. Термины и проблемы терминообразования.
- Основные явления в области исторического развития лексики.
- Аспекты изучения звуковых средств языка. Типы классификации звуков. Проблемы фоносемантики.
- Типы фонетических единиц. Место изучения звуковой стороны языка в системе лингвистических наук.
- 1.Фразовое ударение
- 2. Тактовое ударение
- Словообразовательная система языка. Единицы словообразовательной системы: коррелятивная пара, словообразовательный ряд, словообразовательная модель.
- Словообразовательная парадигма. Способы и средства словообразования.
- Грамматическое значение и способы его выражения в языке. Общая характеристика грамматических категорий русского языка.
- Вопрос о частях речи в русском языке. Проблемы переходности частей речи.
- Синтаксические единицы. Словосочетание и предложение. Принципы классификации предложений в синтаксической традиции. Типы односоставных и двусоставных предложений.
- 1. Определенно-личные
- 2. Неопределенно-личные
- 3. Безличные
- 4. Обобщенно-личные
- Основные вопросы теории сложного предложения.
- Основные проблемы синтаксиса текста.
- 1. Информативность.
- 2. Связность.
- Стили языка и стили речи.
- Основные периоды развития русского литературного языка. Особенности развития русского литературного языка в хх – ххi веке. Проблемы экологии языка в советское и постсоветское время.
- 1) Литературный язык Киевского государства (древнерусский литературный язык) (х – начало XII вв.).
- 2) Литературный язык эпохи феодальной раздробленности (середина XII – середина XIV вв.).
- 3) Литературный язык Московского государства (литературный язык великорусской народности, или старорусский литературный язык) (середина XIV – середина XVII вв.).
- 1) Литературный язык периода формирования русской нации (середина XVII – начало XIX вв.).
- 2) Литературный язык русской нации (30-е гг. XIX – начало XX вв.).
- 3) Литературный язык советской эпохи.
- Старославянский язык и его роль в развитии русского языка.
- Общая характеристика современных славянских языков.
- 5 Направлений в современной лингвистике
- Вопросы деидеологизации лингвистики и влияние этого процесса на развитие языкознания сегодняшнего дня.
- Основные лингвистические науки и направления.
- Культура речи сегодня.