logo search
belaya_e_n_teoriya_i_praktika_mezhkulturnoi_kommunikacii

8.3. Происхождение стереотипов

Стереотипы возникают в процессе категоризации, или отне­сения людей к хорошо известным категориям, например, нация, раса, этническая группа, религия, пол и т. д. Г. Тэджфел отличал социальные стереотипы от обычных и считал, что стереотипы мо­гут стать социальными, только когда они разделяются большой группой людей внутри социальной общности - разделение означа­ет процесс эффективного проникновения данных стереотипов в сознание людей.

Люди воспринимают мир сквозь призму представлений, от­ношений, ценностей, сформировавшихся в данной культуре, и ве­дут себя в соответствии с конкретными культурными нормами. В мире нет единых общечеловеческих норм и правил, они сущест­вуют лишь в культурно обусловленном варианте. Представления человека о мире относительны и разнообразны в зависимости от того, в какой культуре он живет. Поэтому стереотипы усваиваются не только в процессе социализации, но и в процессе инкультура-ции. Стереотипы представляют собой часть культуры, и «привыч­ку» думать о других группах определенным образом человек фор­мирует с детства.

Стереотипы могут возникать через ограниченные личност­ные контакты. Например, если вас оскорбил татарин, то вы може­те сделать вывод, что все татары грубы и невоспитанны. В данном случае возникает стереотип, который исходит из ограниченной информации.

117

Кроме того, стереотипы формируются в процессе общения с теми людьми, с которыми чаще всего приходится сталкиваться. Это родители, друзья, сверстники, учителя, коллеги по работе и т. д.

Особое место в образовании стереотипов занимают средства массовой информации. Возможности формирования стереотипов средствами массовой информации не ограничены как по своему масштабу, так и по своей силе. Существуют эффективные приемы воздействия на сознание людей, помогающие формированию сте­реотипов. Это использование совпадения интересов, внешнее сходство события с внушением, увязка новых стереотипов со ста­рыми, прием подмены стереотипов, смещение фокуса внимания, стимулирование столкновений между отдельными группами лю­дей и т. д. Средства массовой информации часто разыгрывают спектакль, который очень тонко подводит индивида или реципи­ента к пассивному восприятию скрытого смысла информации. При этом проблемы рассматриваются схематично, делается упор на стереотипы. Необходимо отметить, что для большинства людей пресса, радио и телевидение являются основными авторитетами. Мнение средств массовой коммуникации становится мнением лю­дей, вытесняя из мышления их индивидуальные установки. Боль­шое значение имеет также и статус источника информации. На­пример, совершенно очевиден результат информационного воз­действия на людей, проводимого известным политиком или обще­ственным деятелем. Здесь играет роль фактор авторитета источ­ника информации. Чем выше авторитет источника, тем выше до­верие к этой информации со стороны аудитории. Даже если неко­торые индивиды критически воспримут информацию от такого источника, то она все равно закрепится в их сознании.