logo search
belaya_e_n_teoriya_i_praktika_mezhkulturnoi_kommunikacii

8.5. Виды стереотипов

Применительно к межкультурной коммуникации принято различать гетеростереотипы, т. е. внешние стереотипы, которые сложились у представителей одной культуры о другой, и автосте­реотипы, т. е. мифы о самих себе, существующие внутри данной культуры.

Автостереотипы формируются под влиянием литературы, средств массовой информации, традиционного и современного фольклора. Мифы о самих себе не могут не оказывать влияния на формирование индивидуальной культурно-языковой личности из желания «соответствовать» представлению о «типичном русском», «типичном французе», «типичном немце», «типичном американ­це» и т. д. С.А. Сухих следующим образом интерпретирует авто­стереотип русских: «...мы оцениваем себя как ориентированных: 1) на коллектив; 2) на духовные ценности; 3) на идолопоклонство; 4) на лучшее будущее - все само собой, «авось»; 5) на быстрое решение жизненных проблем» [Сухих, 2002, с. 32].

Следует отметить, что гетеростереотипы могут не совпадать с автостереотипами. Нередко представители определенной куль­туры бывают крайне удивлены, узнав, как их воспринимают «со стороны». По мнению О.А. Леонтович, американцев поражает то, что русские характеризуют их как «улыбающихся, но неискрен­них». Американцы гордятся своей независимостью и открыто­стью, в то время как иностранцев нередко поражает шаблонность американского мышления и неспособность «сдвинуться» с усто-

120

явшейся точки зрения, принять ценности и представления других народов [Леонтович, 2007, с. 258].

Весьма интересны данные О. Реша, который исследует авто­стереотипы и гетеростереотипы русских и немецких студентов [Гришаева, Цурикова, 2006, с. 161-163].

Автостереотипы

Русские приписывают себе такие качества, как добродушие (63,3 %), радость (30,4 %), лень (27,1 %), ум (22,7 %), гостеприим­ство (20,4%), открытость (16,6%), отсутствие ответственности (17,1 %), трудолюбие (14,4 %), легковерие (11,0 %), способность к выживанию (10,5%), сила воли (9,9%), склонность к выпивке (8,8 %).

Немецкие студенты видят себя такими: пунктуальными (38,1%), аккуратными (22,6%), высокомерными (19,0%), целе­устремленными (17,9%), прилежными (15,5%), эгоистичными (15,5 %), материалистичными (10,7 %), консервативными (10,7 %), скованными (8,3 %).

Гетеростереотипы

В глазах русских студентов немцы выглядят следующим образом: умные (27,1 %), пунктуальные (24,9%), трудолюбивые (18,2%), хозяйственные и экономные (12,2%), скупые (11,0%), практичные (10,5 %), высокомерные (7,2 %).

Представления немецких студентов о русских таковы: склонные выпивать (34,5 %), гостеприимные (27,4 %), радостные (11,9%), любящие праздники (10,7%), скромные (9,5%), откры­тые (8,3 %), сердечные (7,1 %), общительные (6,0 %), самоуверен­ные (4,8 %), националисты (4,8 %).

По мнению О. Реша, черты, приписываемые русскими и не­мецкими студентами себе, в ряде случаев совпадают с гетеросте-реотипами, однако существенно расходятся по качественным па­раметрам.

О.А. Леонтович приводит результаты психолингвистическо­го эксперимента, проведенного ею для определения соотношения авто- и гетеростереотипов во взаимовосприятии русских и амери­канцев [Леонтович, 2003, с. 288-290]. В эксперименте принимали участие 100 русских и 100 американцев в возрасте от 18 до 82 лет, имеющих высшее образование или обучающихся в высших учеб-

121

ных заведениях. Информантам было предложено написать по 10 типичных черт русских и американцев, а также привести по 5 вариантов окончания фраз типа «Русские всегда...», «Амери­канцы никогда...». Проанализировав и обобщив полученные дан­ные, автор выявила следующие наиболее частотные ответы.

- С точки зрения русских, американцы:

дружелюбные, расчетливые, оптимистичные, деловые, вы­сокомерные, уверенные в собственной правоте, независимые, ам­бициозные, энергичные, трудолюбивые, патриотичные.

Американцы выглядят:

толстыми, улыбающимися, но неискренними, бодрыми, процветающими, здоровыми, глупыми, уверенными в себе, одно­образными.

Американцы любят:

свою страну, жевательную резинку, работу, деньги, семью, спорт, развлечения, своего президента, психоаналитиков.

Американцы всегда:

улыбаются, вмешиваются в чужие дела, планируют свое бу­дущее, думают только о себе, задают глупые вопросы, хвастаются, заботятся о своих правах и личном пространстве.

Американцы никогда:

не обманывают, не плачут, не мечтают, не тратят времени, не напиваются, не понимают русских.

- С точки зрения американцев, американцы: индивидуалисты, эгоистичные, ориентированы на матери­альные блага, стремятся к успеху и власти, оптимистичные, весе­лые, трудолюбивые, образованные, шумные, разговорчивые.

Американцы выглядят:

разнообразными, счастливыми, богатыми, занятыми, соб­ранными, улыбающимися, здоровыми, успешными.

Американцы любят:

деньги, власть, развлечения, успех, телевидение, одежду, сервис, удобства, машины, статус, еду, перемены.

Американцы всегда:

улыбаются, хорошо проводят свободное время, уверены в своей правоте, стараются работать производительно, тратят день­ги, мыслят позитивно, строят планы на будущее.

122

Американцы никогда:

не сдаются, не просят о помощи, не носят меховых шапок, не толкаются, не лезут без очереди.

- С точки зрения американцев, русские:

образованные, интеллектуальные, бедные, эмоциональные, страстные, религиозные, угнетенные, терпеливые, гордые, госте­приимные, трудолюбивые

Русские выглядят:

серьезными, грустными, свирепыми, угрожающими, голод­ными, несчастными, крупными (даже женщины), усталыми, испу­ганными, бледными, замерзшими, суровыми, напряженными, по­дозрительными.

Русские любят:

водку, жирную пищу, книги, американскую культуру, дру­зей, музыку, балет, искусство, культуру, войну, семью, холодную погоду.

Русские всегда:

носят сумки и авоськи, толкаются, хорошо выступают на Олимпийских играх, целуются в обе щеки, кричат, принимают жизнь такой, какая она есть, много работают, заботятся о своих семьях, хотят быть в центре внимания.

Русские никогда:

не веселятся, не носят обувь дома, не прекращают работать, не бывают оптимистичными, не строят планов на будущее, не улыбаются на улице, не совершают глупых поступков, не пони­мают американцев.

С точки зрения русских, русские:

простые, открытые, доверчивые, с широкой душой, отзыв­чивые, гостеприимные, щедрые, веселые, ленивые, смекалистые, умные, терпеливые, несобранные Русские выглядят:

добрыми, дружелюбными, умными, красивыми, простыми, озабоченными, открытыми, загадочными. Русские любят:

пить водку, разговаривать с друзьями, петь песни, есть, меч­тать, отдыхать, гостей, философию, политику, детей, дачи, мо­роз.

123

Русские всегда:

спорят, жалуются, ищут глубины во всем, помогают друг другу, страдают, веселятся, всех прощают.

Русские никогда:

не предают друзей, не скрывают своих чувств, не считают деньги, не умеют наслаждаться жизнью, не мстят.

По мнению О.А. Леонтович, приведенные данные показы­вают, какие стереотипы могут лечь в основу взаимовосприятия русских и американцев в процессе межкультурной коммуникации. Автор делает вывод, что расхождение автостереотипов и гетеро-стереотипов будет создавать помехи в общении как следствие не­совпадения идентификации и самоидентификации коммуникан­тов. Образ партнера по коммуникации и его поступки, пропущен­ные через призму стереотипов, могут получить ложное истолкова­ние и неверную оценку. Исходя из сложившихся стереотипов, от партнера заведомо ожидают определенного поведения, в том чис­ле речевого.