logo search
Otvety_po_literature

Билет 20

Образ России в лирике Блока А.А. Блок, 1880-1921. Человек-эпоха, воплотивший всю культуру Серебряного века. В Советское время был одним из немногих разрешенных поэтов (из-за поэмы «12»).

Образ России в лирике Блока отразился в цикле «Родина». Блок максимально приближается к пониманию русского народа, что есть Россия и ее история, показывает триединство восприятия России (прошлое, настоящее, будущее). Говорит об особой мессианской роли России и ее духовном максимализме (без оценок: хорошо это или плохо). В то время активно размышляли о больших просторах России: благо это или крест (Бердяев). Блок обращается к истории Куликовской битвы («На поле Куликовом»), к 1380 году – ход символиста, т.к. событие знаковое, начало освобождения, проснувшееся достоинство в русском человеке, пробуждение нового уровня самосознания. Русь – могучая страна, которая спасла Европу, потому что «наш путь – стрелой татарской древней воли пронзил нам грудь…», т.е. Русь заслонила собой Европу и тем спасла ее от кочевников.

Река раскинулась, течет, грустит лениво и моет берега

А там, над желтой глиною обрыва грустят стога

Блок говорит о бесконечности Руси, ее огромных размеров, однородные сказуемые дают ощущение пространства. И еще:

Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами степную даль.

В степном дыму блеснет святое знамя и ханской сабли сталь

Говорит о том, что на Куликовской битве выиграла духовная сила, духовный максимализм русских людей, потому что «святое знамя».

И вечный бой!

Покой нам только снится

Сквозь кровь и пыль...

Летит, летит степная кобылица

И мнет ковыль...

Степная кобылица – символ России. Т.е. духовный максимализм, который ей присущ – это и дар и тяжелая ноша. При такой ментальности никогда не будет России покоя.

       Останови!

       Идут, идут испуганные тучи,

       Закат в крови!

       Закат в крови! Из сердца кровь струится!

       Плачь, сердце, плачь...

       Покоя нет! Степная кобылица

       Несется вскачь!

Судьба России показана крайне драматично, удел русского человека – вечный поиск, вечная борьба.

Образ России в поэме «Двенадцать»

Главная тема поэмы – Россия в революции. Он говорит о том, что то, что происходит сейчас – оно не могло не произойти («думаете вечная борьба между черной и белой костью закончится бескровно?»).

Он говорит о том этапе цивилизации, который наступил с началом ХХ века, но «не нам его судить, это логика истории».

Билет 21

Черты экспрессионизма в рассказах Л Андреева

Экспрессионизм (Э.) отражал деформацию культурных ценностей в предвоенное время, во время войны и в первые годы после. Главная особенность: объект подвергался особому эстетическому воздействию, в результате чего достигался эффект деформации. Самое важное в объекте предельно заострялось, результатом чего был эффект специфического экспрессионистского искажения. Э. искал границы между вымыслом и иллюзией, текстом и реальностью.

Э. – это крайнее беспокойство, сгусток противоречий и исключающих друг друга, но взаимодействующих явлений. «Во вселенной произошла какая-то катастрофа, какая-то странная перемена и исчезновение цветов: исчезли голубой и зеленый и другие привычные и тихие цвета» (Л. Андреев. “Красный смех”).

Андреев передает Э., изображая кризисные ситуации: напр.безумие и ужас войны в рассказе «Красный смех». Сочувствуя революционерам, Андреев изображал революцию как стихийный бунт («Савва»); рядом с бытовой драмой «Дни нашей жизни» соседствует философско-аллегорические трагедии «Жизнь человека», «Анатэма».

Творчество Андреева отражает шок от столкновения с темными неосознанными сторонами человеческой души и со страшной социально-политической действительностью его времени. Герои его произведений оказываются со своими верованиями на краю бездны или перед глухой стеной и это вызывает у них тревогу, страх, потрясение и парализующий волю шок. Просвещенные люди, идеалисты и даже романтики открывают в себе низкие уродливые и даже страшные страсти. Они обнаруживают ханжеское лицемерие в котором жили до сих пор.

. У него чаще всего нет этого классического развертывания сцены, нет этих связей от одного к другому, причинно-следственных. У него дискретный сюжет. Мы о чем-то узнаем, что было раньше – мы узнаем позже и наоборот. Такие забегания вперед, возвращения назад – это отражается и в самом стиле и в расположении сюжетных частей. И в самом стиле – обрывки предложений, незаконченные предложения, такая композиция дискретно прерывающаяся и стиль дискретный. И эта самая форма говорит о новом содержании, о разрушении целостности мира. Распалась связь времен, нет этой целостности.