Грамматическое значение и способы его выражения в языке. Общая характеристика грамматических категорий русского языка.
Грамматика- отрасль науки о языке, изучающая строение и изменение слов, словосочетаний и предложений. Как и со стороны формы, так и с точки зрения содержания. Грамматика - это свод правил, норм и языковых законов по которым слова взаимодействуют с друг другом в речевом потоке.
Основной единицей грамматического уровня языка является словоформа - слово с его грамматическим значением. Грамматическим значением называют такое абстрактное значение, которое определяет принадлежность слова к тому или ному классу слов, т. е.части речи. Грамматическое значение проявляется в системе форм отдельных слов. Грамматика состоит из двух разделов: морфологии и синтаксиса
Морфология (от греч morphe \"форма\" и logos \"слово, учение, наука») - раздел грамматики, изучающий грамматические свойства слова, изменение форм слов и связанных с ними грамматических значений
К морфологии относится и учение о частях речи Можно сказать, что морфология - это грамматика слова
Синтаксис (от греч syntaxis \"построение, порядок\") - раздел грамматики, изучающий средства и правила построения высказываний, т.е. его предметом является предложение Иными словами, синтаксис - это грамматика связной речи
Грамматическая категория - это значение наиболее общего характера, отвлеченное даже от конкретного грамматического значения слова. грамматическая категория делится на синтаксические и морфологические.
К морфологической категории относятся категории: рода, числа, падежа, вида, залога, времени, лица, наклонения.
-
Категория рода. В русском языке категория рода охватывает все существительные и проявляется в их способности сочетаться с определенными формами, согласуемых слов.
-
Категория числа. Существует в большинстве языков индоевропейской семьи, в том числе и в русском. В древних ин-евр. Языках было три грамматических числа: единственное, множественное и двойственное. Со временем двойственного числа в большинстве языков не осталось.
-
Категория падежа. Эта категория обозначает отношение того или иного предмета к другим предметам, описываемых в высказывании. В русском языке категория падежа существует для существ., Прил., Числ., местоим., причастий.
-
Категория лица. Сущность этой категории, во-первых, в противопоставлении участников общения тем, кто отсутствует в момент коммуникации, а во-вторых, противопоставлении говорящего и слушающего.
-
Категория времени и вида. Категория вида обозначает мнение или предположение говорящего о характере протекания действия. Категория времени обозначает соотношение момента действия и момента речи.
-
Категория наклонения. Она выражает отношение содержания высказывания и действительности. В русском языке 3 наклонения :
-изъявительное - описываемое действие, мыслится говорящим как реальное
-повелительное - предает волеизъявлению говорящего цель побудить слушающего к чему-либо
-условное - выражает нереальность действия
-
Категория залога. Эта категория выражает отношение действия к его субъекту и объекту.
Грамматические значения синтетических форм могут выражаться следующими способами.
1) Формообразующими аффиксами:
а) флексией (от лат. flexio– сгибание), или окончанием (в том числе и нулевым). С помощью флексии выражаются грамматические значения рода, числа, падежа и лица.;
б) формообразующими суффиксами. Суффикс -л-выражает значение прошедшего времени глаголов: чита/л/#, писа/л/а, нес/л/и.
в) формообразующими приставками. Видовые приставки глаголов: делать - с/делать, писать - на/писать и т. п.
2) Чередованием звуков. Чередование звуков обычно сопутствует аффиксации: заморозить – замораживать. Чередование з//ж плюс суффикс -ива-и т. п.
3) Акцентологически, то есть с помощью переноса ударения.
4) Супплетивными формами, то есть формами, имеющими разные корни: человек – люди, ребенок – дети.
Аналитические способы выражения грамматического значения - при помощи средств, находящихся вне самого слова. К таким средствам относятся предлоги, вспомогательные слова. Например, в предложении Буду работать в колхозе аналитически выражено значение будущего времени глагола (словом буду). В выражении значения предложного падежа (в колхозе) одновременно участвуют и аналитическое (предлог в), и синтетическое (окончание -е) средство.
С помощью вспомогательных слов образуются аналитические формы слова. Такие грамматические формы слова состоят из двух компонентов: один — основной — является носителем лексического значения слова, а другой — вспомогательный — служит для выражения грамматического значения.
Аналитические формы образуются при помощи специальных служебных слов – формантов. Так, будущее время глаголов несовершенного вида образуется с помощью форманта быть – буду читать, будешь читать и т.д. Превосходная степень прилагательных образуется при помощи формального слова самый – самый веселый, самая счастливая и т.п.
Существуют также смешанные (синтетические и аналитические одновременно) грамматические формы типа к дому, в машинеи т.п. (предложно-именная конструкция (синтетическая форма) + форма определенного падежа (аналитическая форма). В подобных случаях отмечается избыточность выражения одного и того же грамматического значения – выражение одного и того же два раза. В этом одна из особенностей синтетических языков по отношению к аналитическим.
Грамматические значения неизменяемых слов выражаются синтаксической конструкцией: был в кино – был(формальный падежный вопрос – в ком?, в чем?) в кино(предложный падеж); формой согласуемого слова: новое пальто – новое (какое?)пальто(средний род).
- Вопросы к вступительному экзамену
- Язык как структурно-системное образование. Основные и промежуточные уровни языковой системы.
- Понятие «язык». Вопрос о происхождении языка.
- Язык и общество. Знаковая теория языка.
- Развитие языка. Интралингвистические и экстралингвистические факторы в развитии языка.
- Традиционные методы лингвистических исследований.
- Современные методы лингвистические исследований.
- Слово и его значение, типы лексических значений. Явление полисемии. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Функции в речи.
- Фразеология. Слово и фразеологизм. Основные типы фе.
- Проблемы заимствования в лексике. Заимствования в лексике русского языка в его истории и на современном этапе.
- Лексика в экспрессивно-стилистическим отношении. Основные пласты лексики с точки зрения стиля и сферы употребления. Термины и проблемы терминообразования.
- Основные явления в области исторического развития лексики.
- Аспекты изучения звуковых средств языка. Типы классификации звуков. Проблемы фоносемантики.
- Типы фонетических единиц. Место изучения звуковой стороны языка в системе лингвистических наук.
- 1.Фразовое ударение
- 2. Тактовое ударение
- Словообразовательная система языка. Единицы словообразовательной системы: коррелятивная пара, словообразовательный ряд, словообразовательная модель.
- Словообразовательная парадигма. Способы и средства словообразования.
- Грамматическое значение и способы его выражения в языке. Общая характеристика грамматических категорий русского языка.
- Вопрос о частях речи в русском языке. Проблемы переходности частей речи.
- Синтаксические единицы. Словосочетание и предложение. Принципы классификации предложений в синтаксической традиции. Типы односоставных и двусоставных предложений.
- 1. Определенно-личные
- 2. Неопределенно-личные
- 3. Безличные
- 4. Обобщенно-личные
- Основные вопросы теории сложного предложения.
- Основные проблемы синтаксиса текста.
- 1. Информативность.
- 2. Связность.
- Стили языка и стили речи.
- Основные периоды развития русского литературного языка. Особенности развития русского литературного языка в хх – ххi веке. Проблемы экологии языка в советское и постсоветское время.
- 1) Литературный язык Киевского государства (древнерусский литературный язык) (х – начало XII вв.).
- 2) Литературный язык эпохи феодальной раздробленности (середина XII – середина XIV вв.).
- 3) Литературный язык Московского государства (литературный язык великорусской народности, или старорусский литературный язык) (середина XIV – середина XVII вв.).
- 1) Литературный язык периода формирования русской нации (середина XVII – начало XIX вв.).
- 2) Литературный язык русской нации (30-е гг. XIX – начало XX вв.).
- 3) Литературный язык советской эпохи.
- Старославянский язык и его роль в развитии русского языка.
- Общая характеристика современных славянских языков.
- 5 Направлений в современной лингвистике
- Вопросы деидеологизации лингвистики и влияние этого процесса на развитие языкознания сегодняшнего дня.
- Основные лингвистические науки и направления.
- Культура речи сегодня.