§ 28. Понятие о сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными
В сложноподчинённом предложении с двумя или несколькими придаточными возможны разные виды подчинительной связи:
Соподчинение, при котором придаточные относятся к одной и той же главной части. Обобщённые схемы таких предложений таковы:
Последовательное подчинение, при котором каждая последующая часть предложения зависит от предыдущей. Обобщённая схема таких предложений такова:
Сочетание соподчинения и последовательного подчинения в одном предложении:
1. Соподчинение — подчинение двух или нескольких придаточных одной и той же главной части.
Соподчинение имеет две разновидности:
однородное соподчинение:
придаточные одного вида относятся к одному и тому же слову главной части предложения или ко всей главной части
неоднородное соподчинение:
придаточные одного или разных видов поясняют разные слова главной части предложения
Пример однородного соподчинения:
И грустно мне, что зыбким полукругом лежат во тьме пустынные дворы, что поздний час, что гаснут друг за другом торжественные звёздные миры. (К. Ваншенкин)
Пример неоднородного соподчинения:
Смотритель осведомился, куда надобно было ему ехать, и объявил, что лошади, присланные из Кис- тенёвки, ожидали его уже четвёртые сутки. (А. Пушкин)
Если однородные придаточные соединяются неповторяющимися союзами и, или, запятая перед ними не ставится, как и при однородных членах предло-
жения, соединённых таким же образом. Перед второй придаточной частью может отсутствовать подчинительный союз:
Слышно было, как в саду шагал дворник и как скрипела его тачка. (А. Чехов)
Лес ещё не шумел, потому что было очень рано и ветер ещё только-только нарождался вдали. (В. Белов)
2. Последовательное подчинение — подчинение, при котором придаточные части располагаются цепочкой: придаточное 1-й степени зависит от главной части сложноподчинённого предложения; придаточное 2-й степени зависит от придаточного 1-й степени; придаточное 3-й — от придаточного 2-й степени и т. д.:
(чтобы
1-й степени
как ^ 2-й степени
§<§)
2) Молодые казаки ехали смутно и удерживали слёзы, так как боялись отца, который тоже был несколько смущён, хотя старался этого не показывать. (Н. Гоголь)
Т
( так как ^ 1-й степени (который^ 2-й степени хотя ^ 3-й степени
3. Сочетание соподчинения и последовательного подчинения в одном предложении — разные комбинации подчинительной связи в пределах одного сложноподчинённого предложения:
однородное + последовательное подчинение; неоднородное + последовательное подчинение; однородное + неоднородное соподчинение и т. д.:
1) Когда Вронский смотрел на часы на балконе Карениных, он был так растревожен и занят своими мыслями, что видел стрелки на циферблате, но не мог понять, который час. (JI. Толстой)
Qcozda^j (шо) (который
(неоднородное +
последовательное
подчинение)
2) Я был тогда твёрдо убеждён, что всех трёх профессоров чрезвычайно занимал вопрос о том, выдержу ли я экзамен и хорошо ли я его выдержу. (JI. Толстой)
(последовательное +
однородное
соподчинение)
Если при последовательном подчинении придаточных рядом оказываются два союза (что + когда, так что + хотя, что + если и др.), то между союзами ставится запятая: Сосед знал, что, если он протянет руку, с кустов посыплется роса.
Если же после придаточной части главная начинается с то или так, то запятая не ставится: Сосед знал, что если он протянет руку, то с кустов посыплется роса.
©> 235. 1. Из текста § 28 о сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными выпишите все примеры, подчеркните в предложениях грамматические основы, союзы и союзные слова.
2. По схемам предложений, использованных в тексте § 28 (с. 166—170), составьте и запишите свои предложения.
©> 236. Спишите предложения, расставляя пропущенные знаки препинания. Составьте схему каждого предложения. Какой вид подчинительной связи использован в этих примерах?
Добавьте два своих примера предложений, иллюстрирующих данный вид подчинительной связи.
1) Пока свободою горим пока сердца для чести живы мой друг Отчизне посвятим души прекрасные порывы. (А. Пушкин) 2) Скажи мне ветка Палестины где ты росла где ты цвела? (М.Лермонтов) 3) Ребёнок был так уморительно мал как будто всё это картинное было как будто бы в детский театр я попал. (Н. Некрасов) 4) Пока я ходить умею пока я глядеть умею пока я дышать умею я буду идти вперёд. (Л. Ошанин)
2. Разберите по составу выделенные слова; охарактеризуйте их морфологические признаки.
Д©> 237. Ответьте на вопросы в форме сложноподчинённых предложений с однородным соподчинением, используя 2—3 придаточных. Запишите предложения, составьте их схемы.
Зачем мы изучаем родной язык?
О чём нужно помнить, когда пишешь сочинение?
Когда ставится запятая при однородных членах?
Схема разбора
сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными
Определить вид предложения по цели высказывания; восклицательное или невосклицательное.
Выделить грамматические основы предложения, указать главную и придаточные части предложения.
Определить вид подчинения:
а) соподчинение (однородное или неоднородное);
б) последовательное подчинение;
в) сочетание соподчинения и последовательного подчинения.
Выяснить, к чему относится каждая придаточная часть, чем прикрепляется (союзом или союзным словом); определить вид придаточных.
Составить графическую схему предложения (вертикальную или горизонтальную).
Объяснить знаки препинания.
Главную и придаточные части разобрать как простые предложения.
Образец разбора
1 2
Грустно видеть, когда юноша теряет лучшие свои надежды и мечты, когда перед ним отдёргивается розовый флёр, сквозь который он смотрел на дела и чувства человеческие.
(М. Лермонтов)
1. Повествовательное, невосклицательное.
Главная часть — № 1; придаточные — № 2, 3, 4.
Сложноподчинённое предложение с однородным соподчинением и последовательным подчинением.
№ 2 — придаточное изъяснительное; № 3 — придаточное изъяснительное; № 4 — придаточное определительное.
что?
^^ Т оТ^^ К & К 0_й?^
[...], (когда ...), (когда ...), (сквозь который...).
^ когда j ^ когда j 4
- Авторы: м. М. Разумовская, с. И. Львова, в. И. Капинос, в. В. Львов
- § 1. Русский язык — национальный язык русского народа
- Повторение изученного в 5—8 классах
- § 2. Стили речи
- § 3. Фонетика. Орфоэпия. Графика
- § 4. Лексика. Морфемика. Словообразование
- § 5. Морфология и синтаксис. Орфография и пунктуация
- Правописание гласных в корнях слов
- § 6. Типы речи
- Сложное предложение
- § 7. Понятие о сложном предложении
- 2. Части сложного предложения отделяются одна от другой запятой, точкой с запятой, двоеточием или тире. Например:
- § 8. Типы сложных предложений. Средства связи между частями сложного предложения
- 3. Части сложносочинённого предложения равноправны (ни одна часть не зависит от другой): Наступил октябрь, и заметно похолодало.
- 4. В одном сложном предложении могут быть разные виды связи: Грохот и треск несся с окружных гор;
- Сложносочинённое предложение
- § 9. Понятие о сложносочинённом предложении
- Грамматические и интонационно-смысловые особенности сложносочинённого предложения передаются на письме с помощью знаков препинания.
- § 10. Виды сложносочинённых предложений
- Стили речи
- §11. Художественный стиль речи и язык художественной литературы
- § 12. Понятие о сложноподчинённом предложении
- Средства связи частей сложноподчинённого предложения
- На письме части сложноподчинённого предложения обычно отделяются запятой.
- § 13. Виды сложноподчинённых предложений
- §14. Сложноподчинённое предложение с придаточным определительным
- § 15. Сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным
- § 16. Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными
- Морфологические:
- Синтаксические:
- Где? куда? откуда?
- §18. Сложноподчинённое предложение с придаточным места
- § 19. Сложноподчинённое предложение с придаточным времени
- § 20. Сложноподчинённое предложение с придаточным сравнения
- § 21. Сложноподчинённое предложение с придаточным образа действия и степени
- § 22. Путевые заметки
- § 23. Сложноподчинённое предложение с придаточным цели
- § 24. Сложноподчинённое предложение с придаточным условия
- § 25. Сложноподчинённое предложение с придаточными причины и следствия
- § 26. Сложноподчинённое предложение с придаточным уступительным
- § 27. Рецензия По типу речи рецензия, как правило, бывает рассуждением: оценка произведения (тезис) обязательно должна быть аргументирована (доказана) или объяснена.
- § 28. Понятие о сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными
- 239. Докажите, что данные предложения соответствуют обобщённой схеме:
- § 30. Понятие о бессоюзном сложном предложении
- § 31. Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления
- §32. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения
- § 33. Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени или условия, следствия и сравнения
- § 34. Деловая речь
- § 35. Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи
- Морфология