Средства связи частей сложноподчинённого предложения
Подчинительные союзы | Союзные слова | ||
простые | составные | относительные местоимения | местоименные наречия |
что | оттого что | что | где |
как | как будто | кто | как |
когда | потому что | какой | когда |
чтобы | так как | который | куда |
пока | так что | каков | откуда |
будто | с тех пор как | чей | почему |
словно | в связи с тем что | сколько |
|
если | лишь только |
|
|
точно | с тем чтобы |
|
|
раз | ввиду того что |
|
|
едва | вследствие того что |
|
|
лишь |
|
|
|
Слова что, как, когда в сложноподчинённых предложениях могут быть и союзами, и союзными словами. Ср.:
что?
Кто может знать, что ждёт меня? (А. Пушкин) Местоимение что в данном предложении является союзным словом. Оно выполняет роль подлежащего (что ждёт) и одновременно соединяет придаточную часть с главной.
в ч ё м?
Я утром должен быть уверен, что с вами днём увижусь я. (А. Пушкин) В этом предложении что — подчинительный союз. Он не является членом предложения, а служит только для соединения придаточной части с главной.
В главной части сложноподчинённого предложения иногда употребляются указательные слова тот, там, туда, оттуда, тогда, столько и др. Они являются членами предложения главной части и указывают на то, что при ней имеется придаточная часть.
Указательное слово поясняется придаточным: 1) Кто живёт без печали и гнева, тот не любит отчизны своей. (Н. Некрасов) 2) Тот, кто видел хоть однажды этот край и эту гладь, тот почти берёзке каждой ножку рад поцеловать. (С. Есенин) 3) Счастье зачастую оказывается совсем не там, где его ждёшь. (В. Белов)
От сложноподчинённых предложений с указательными словами следует отличать сложноподчинённые предложения с двойными союзами если — то, чем — тем, как — то и др.: Чем дальше в лес, тем больше дров. (Пословица)
- Авторы: м. М. Разумовская, с. И. Львова, в. И. Капинос, в. В. Львов
- § 1. Русский язык — национальный язык русского народа
- Повторение изученного в 5—8 классах
- § 2. Стили речи
- § 3. Фонетика. Орфоэпия. Графика
- § 4. Лексика. Морфемика. Словообразование
- § 5. Морфология и синтаксис. Орфография и пунктуация
- Правописание гласных в корнях слов
- § 6. Типы речи
- Сложное предложение
- § 7. Понятие о сложном предложении
- 2. Части сложного предложения отделяются одна от другой запятой, точкой с запятой, двоеточием или тире. Например:
- § 8. Типы сложных предложений. Средства связи между частями сложного предложения
- 3. Части сложносочинённого предложения равноправны (ни одна часть не зависит от другой): Наступил октябрь, и заметно похолодало.
- 4. В одном сложном предложении могут быть разные виды связи: Грохот и треск несся с окружных гор;
- Сложносочинённое предложение
- § 9. Понятие о сложносочинённом предложении
- Грамматические и интонационно-смысловые особенности сложносочинённого предложения передаются на письме с помощью знаков препинания.
- § 10. Виды сложносочинённых предложений
- Стили речи
- §11. Художественный стиль речи и язык художественной литературы
- § 12. Понятие о сложноподчинённом предложении
- Средства связи частей сложноподчинённого предложения
- На письме части сложноподчинённого предложения обычно отделяются запятой.
- § 13. Виды сложноподчинённых предложений
- §14. Сложноподчинённое предложение с придаточным определительным
- § 15. Сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным
- § 16. Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными
- Морфологические:
- Синтаксические:
- Где? куда? откуда?
- §18. Сложноподчинённое предложение с придаточным места
- § 19. Сложноподчинённое предложение с придаточным времени
- § 20. Сложноподчинённое предложение с придаточным сравнения
- § 21. Сложноподчинённое предложение с придаточным образа действия и степени
- § 22. Путевые заметки
- § 23. Сложноподчинённое предложение с придаточным цели
- § 24. Сложноподчинённое предложение с придаточным условия
- § 25. Сложноподчинённое предложение с придаточными причины и следствия
- § 26. Сложноподчинённое предложение с придаточным уступительным
- § 27. Рецензия По типу речи рецензия, как правило, бывает рассуждением: оценка произведения (тезис) обязательно должна быть аргументирована (доказана) или объяснена.
- § 28. Понятие о сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными
- 239. Докажите, что данные предложения соответствуют обобщённой схеме:
- § 30. Понятие о бессоюзном сложном предложении
- § 31. Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления
- §32. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения
- § 33. Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени или условия, следствия и сравнения
- § 34. Деловая речь
- § 35. Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи
- Морфология