§ 10. Виды сложносочинённых предложений
Предикативные части, входящие в состав сложносочинённого предложения, связаны между собой интонацией и сочинительными союзами.
Вспомним, что сочинительные союзы подразделяются на следующие разряды:
соединительные: и, да (= и), да и, ни — ни, также (= и), тоже (= и), не только — но и, как — так и;
противительные: а, но, да (= но), однако, зато, же, только (= но);
разделительные: или (иль), либо, то — то, то ли — то ли, не то — не то.
В зависимости от того, союз какого разряда связывает части предложения и что он обозначает, сложносочинённые предложения делятся также на три вида:
сложносочинённые предложения с соединительными союзами: Сидел рыбак весёлый на берегу реки; и перед ним по ветру качались тростники. (М. Лермонтов);
сложносочинённые предложения с противительными союзами: Меж крутых берегов Волга-речка текла, а на ней, по волнам, лёгка лодка плыла. (М. Ожегов);
сложносочинённые предложения с разделительными союзами: То ли шелест колоса, трепет ветерка, то ли гладит волосы тёплая рука. (А. Сурков)
Сложносочинённые предложения с соединительными союзами передают разнообразные значения: последовательность событий (действий, явлений): Выпал снег, и наступили морозы; одновременность протекания событий, действий: Чирикали воробьи, и каркали вороны; причинно-следственные отношения: У меня заболела голова, и я остался дома. (Ср.: Остался дома по той причине, что у меня заболела голова.); присоединительные значения: Все пошли в театр, и я тоже пошёл.
Предложения с противительными союза- м и чаще всего имеют значения противопоставления или сопоставления: Солнце светило, но оно не грело.
Предложения с разделительными союза- м и обычно передают значения чередования событий или взаимоисключения: То лил дождь, то шёл снег. Или я поступаю в институт, или надо будет уехать домой.
©> 71. Прочитайте. Определите виды сложносочинённых предложений. Запишите, восстанавливая пропущенные знаки препинания, сначала предложения с соединительными союзами, затем с противительными, потом с разделительными и, наконец, предложения, которые совмещают разные значения.
1) Хоть и ярче светит солнышко да мороз не боится этого мизерного нагрева. 2) Ещё и холоден и сыр февральский воздух но над садом уж смотрит небо ясным взглядом и молодеет божий мир. (И. Бунин) 3) Прозрачно-бледный как весною слезится снег недавней стужи а с неба на кусты и лужи ложится отблеск голубой. (И. Бунин) 4) Воздух лёгок и чист и замёрзла река. (И.Никитин) 5) Небо голубое весело глядит и село большое беззаботно спит. (И. Никитин) 6) Прозрачный лес один чернеет и ель сквозь иней зеленеет и речка подо льдом блестит. (А. Пушкин) 7) В небе тают облака и лучистая на зное в искрах катится река словно зеркало стальное... (Ф.Тютчев) 8) Солнце ещё садилось за Иртышом а чистый серп месяца уже выплыл из-за облачка и удивлённо глядел на своего двойника упавшего в лужу. (М. Тихомиров) 9) Через два дня Васютка как заправский провожатый шагал по берегу речки вверх а бригада рыбаков на лодках поднималась следом за ним. (В. Астафьев) 10) Мне следовало набрать лапника но я был не в силах пошевелить хотя бы пальцем. (О. Волков) 11) Молоко кипятилось в глиняном горшочке и сверху всегда покрывалось румяной пенкой а под этой пенкой оно было необыкновенно вкусное и чай от него делался прекрасным. (М.Пришвин) 12) Ширина Стеклянной пади [падь — горная долина] то суживается метров до ста то расширяется более чем на километр. (В.Арсеньев) 13) Мы подолгу беседовали и подолгу молчали или же она играла мне на рояле. (А. Чехов) 14) То слишком морозит то моросит дождь. (М. Пришвин)
Объясните, как вы определяете предложение: а) сложное оно или простое; б) сложносочинённое или сложноподчинённое.
©> 72. Выполните задания по тексту упр. 71.
Составьте схемы 2, 5, 10 и 12-го предложений.
Объясните: может ли обстоятельство над садом (2-е предложение) являться общим членом для второй и третьей частей данного сложносочинённого предложения, то есть можно ли сказать, что божий мир молодеет над садом.
Путём подчёркивания разберите по членам 3, 6 и 8-е предложения. Что общего в этих предложениях? Объясните их пунктуацию.
®> 73. Спишите, расставляя знаки препинания и восстанавливая правописание слов.
Укажите вид сложносочинённых предложений. Подчеркните союзы и грамматические основы. Назовите, какие виды односоставных предложений здесь представлены.
Однозвучно гр..мит колокольчик И дорога пыли(т, ть)ся слегка
И уныло по ровному полю Разл..вае(т, ть)ся песнь ямщика.
(И. Макаров)
Ни солнца мне (н..) виден свет Ни для корней моих простору нет.
(И. Крылов)
Утром горы (н..) обыкновенно хороши и (н..) вольно пережива..шь такое бодрое и хорошее чу(?)ство... Голубое небо точно выше и дыш..(т, ть)ся так легко. (Д. Мамин-Сибиряк) 4) Сквозь тучи на небе (н..) ясно просвечивало солнце и это к., зал ось мне хорошим предзнаменованием. Часов в восемь на западе начала сверкать молния и послышался отделённый гром. Иногда молнии вспыхивали в одном месте и мгновенно получались электрические р..зряды где (нибудь) в другой стороне. (В.Арсеньев) 5) Все устали и надо было сделать привал да и погода заметно ухудшилась. 6) Проводник поставил п..латку разл..жил костёр остальные то (же) готовились к ночлегу. (В.Арсеньев)
1. Определите, какими смысловыми отношениями связаны части данных сложносочинённых предложений (одновремен-
ность событий и действий, их последовательность, значения причинно-следственного характера, присоединения).
Как влияет на тональность речи употребление повторяющегося союза и между частями сложносочинённого предложения (см. пример 1)?
Составьте схему 1-го предложения.
©> 74. Выполните задания по орфографии на материале текста упр.73.
Составьте таблицу «Правописание гласных корня», вписывая только те орфограммы, которые обозначены пропуском букв. Каждую графу дополните своим примером.
Объясните на примерах из текста, как определять написание -тся или -ться в глаголах.
Поясните условия слитного и раздельного написания слов тоже — то же. Приведите собственные примеры.
Покажите, как следует определять правописание личных окончаний глагола.
©> 75. Спишите, подчёркивая основы предложений, вставляя пропущенные буквы, расставляя знаки препинания и раскрывая скобки.
Расскажите, какие значения (одновременности, последовательности событий, их причинно-следственной связи, противопоставления, чередования и т. д.) выражаются между частями данных сложносочинённых предложений.
1) Прошёл короткий ливень и на улицах запахло горькой сладостью каких (то) (н..) наших цветов. (К. Паустовский) 2) Только к концу сентября перелески обнажились и сквозь чащу деревьев стала видна синяя даль (с, з) жатых полей. (К. Паустовский) 3) Раскинулось поле в..лнистою тканью и с небом слилось тёмно (синею) гранью и в небе прозрачном щитом золотым блестящее солнце сияет над ним... (И. Никитин) 4) Становилось жарко и я посп..шил домой. (М.Лермонтов) 5) Ветра не было не было туч и небо стояло кругом всё чистое прозрачно (тёмное) тихо мерцая бе..числе(н, нн)ыми звёздами. (И. Тургенев) 6) Солнце грело (по) летнему голубое небо ласково м..нило (в) даль но в воздухе уже висело предчу(?)ствие осени. В зелёной листве задумчивых лесов уже золотились отжившие листки, а потемневшие поля глядели тоскливо и печально. (А. Чехов) 7) Небо из чёрного (с, з)делалось синим а потом серым мутным. С каждой минутой становилось всё светлее и вдруг яркие солнечные лучи снопом вырв..лись из-за гор и оз. .ри- ли весь лес. (В.Арсеньев) 8) Из туч то летит холодный дождь то вдруг туманом зал..пляя глаза повалит вод..нистый снег. (К. Паустовский)
Начертите схему 3-го предложения, проведите его синтаксический разбор.
Выполните орфографические задания:
а) к словам с пропуском букв в корне подберите проверочные;
б) поясните правописание сложных прилагательных, приводя 2—3 своих примера;
в) укажите, к какой части речи относятся слова (по) летнему, (в) даль в данном упражнении. Приведите примеры иного написания этих словоформ, указав часть речи;
г) разберите по составу слово бе..численными.
@> 76. Рассмотрите на вклейке репродукцию картины Аркадия Александровича Пластова «Первый снег».
Напишите, какие чувства вызывает у вас эта лирическая картина, передающая радость детей. Употребите, где возможно, сложносочинённые предложения с повторяющимся союзом и для описания детей, падающего снега, вороны...
©> 77. Выполните задания по тексту упр. 75.
Выберите из упражнения и запишите по одному предложению с соединительным, противительным и разделительным союзом.
Разберите эти предложения по схеме, данной на с. 281.
©> 78. Запишите предложения, восстанавливая пропущенные знаки препинания. Обозначьте грамматические основы. После каждого предложения дайте его схему, обозначив главные члены.
Образец:
1)0лег усмехнулся однако чело и взор омрачилися думой.
(А. Пушкин)
Вот затрещали барабаны и отступили басурманы.
(М. Лермонтов)
Чёрная туча совсем надвинулась и стали видны уже не зарницы а молнии освещавшие весь двор и разрушающийся дом с отломанными крыльцами и гром послышался уже над головой. Все птицы притихли но зато зашелестели листья и ветер добежал до крыльца...
(Л. Толстой)
Я взглянул на Савушку но на лице его не прочесть ни беспокойства ни тревоги. Ещё двести шагов и мы в безопасности.
(В. Арсеньев)
Подчеркните однородные члены, составьте схемы предложений с однородными членами.
Найдите и выделите обособленное определение, выраженное причастным оборотом.
Обозначьте суффиксы в причастиях.
Выпишите глаголы с проверяемыми безударными гласными в корне; подберите и запишите проверочные слова.
©> 79. Составьте схему сложносочинённого предложения из упр. 5. Определите, какое значение выражается между частями этого предложения.
- Авторы: м. М. Разумовская, с. И. Львова, в. И. Капинос, в. В. Львов
- § 1. Русский язык — национальный язык русского народа
- Повторение изученного в 5—8 классах
- § 2. Стили речи
- § 3. Фонетика. Орфоэпия. Графика
- § 4. Лексика. Морфемика. Словообразование
- § 5. Морфология и синтаксис. Орфография и пунктуация
- Правописание гласных в корнях слов
- § 6. Типы речи
- Сложное предложение
- § 7. Понятие о сложном предложении
- 2. Части сложного предложения отделяются одна от другой запятой, точкой с запятой, двоеточием или тире. Например:
- § 8. Типы сложных предложений. Средства связи между частями сложного предложения
- 3. Части сложносочинённого предложения равноправны (ни одна часть не зависит от другой): Наступил октябрь, и заметно похолодало.
- 4. В одном сложном предложении могут быть разные виды связи: Грохот и треск несся с окружных гор;
- Сложносочинённое предложение
- § 9. Понятие о сложносочинённом предложении
- Грамматические и интонационно-смысловые особенности сложносочинённого предложения передаются на письме с помощью знаков препинания.
- § 10. Виды сложносочинённых предложений
- Стили речи
- §11. Художественный стиль речи и язык художественной литературы
- § 12. Понятие о сложноподчинённом предложении
- Средства связи частей сложноподчинённого предложения
- На письме части сложноподчинённого предложения обычно отделяются запятой.
- § 13. Виды сложноподчинённых предложений
- §14. Сложноподчинённое предложение с придаточным определительным
- § 15. Сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным
- § 16. Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными
- Морфологические:
- Синтаксические:
- Где? куда? откуда?
- §18. Сложноподчинённое предложение с придаточным места
- § 19. Сложноподчинённое предложение с придаточным времени
- § 20. Сложноподчинённое предложение с придаточным сравнения
- § 21. Сложноподчинённое предложение с придаточным образа действия и степени
- § 22. Путевые заметки
- § 23. Сложноподчинённое предложение с придаточным цели
- § 24. Сложноподчинённое предложение с придаточным условия
- § 25. Сложноподчинённое предложение с придаточными причины и следствия
- § 26. Сложноподчинённое предложение с придаточным уступительным
- § 27. Рецензия По типу речи рецензия, как правило, бывает рассуждением: оценка произведения (тезис) обязательно должна быть аргументирована (доказана) или объяснена.
- § 28. Понятие о сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными
- 239. Докажите, что данные предложения соответствуют обобщённой схеме:
- § 30. Понятие о бессоюзном сложном предложении
- § 31. Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления
- §32. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения
- § 33. Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени или условия, следствия и сравнения
- § 34. Деловая речь
- § 35. Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи
- Морфология