§ 16. Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными
Используя материалы таблицы упр. 99, расскажите о сложноподчинённых предложениях с обстоятельственными придаточными. Иллюстрируйте свой рассказ примерами.
142. Спишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания, пропущенные буквы, раскрывая скобки.
Определите вид сложноподчинённых предложений с обстоятельственными придаточными. Составьте горизонтальную схему каждого предложения.
1) Творческие мои попытки так привязали меня к литературе что уже (н..) мог я ра(с, сс)таться с тетрадью и ч..рнильницей. 2) Ох, лето красное! Любил (бы) я тебя когда (б) (н..) зной, да пыль, да комары, да мухи. 3) Но лишь божестве(н, нн)ый глагол до слуха чуткого к..снётся душа поэта встрепенётся, как пробудившейся орёл. 4) Надев широкий боливар Онегин едет на бульвар и там гуляет на просторе пока (н..) дремл..щий брегет (н..) прозвонит ему обед. 5) Почтенный замок был построен как замки строи(т, ть)ся должны. 6) На другой день Алексей, твёрдый в своём намерении, рано утром поехал к Муромскому да (бы) открове(н, нн)о с ним объясниться. 7) С тех пор изучение сих записок заняло меня исключительно ибо увидел я возможность извлеч(?) из них повествование стройное любопытное и поучительное. 8) Бабушка (до) сих пор любит его (без) пам..ти и сердится если говорят об нём с (н..) уважением.
(А. Пушкин)
Найдите устаревшие слова, объясните их значение, проверив себя по толковому словарику. Укажите, какое из этих слов является союзом. Какое значение он передаёт?
Проведите морфологический разбор одного союза, одной частицы, одного предлога (на выбор).
ТЕКСТ § 17. Строение текста
®> 143. Расскажите о том, как строится текст; какие способы развития мысли и средства связи предложений в нём используются. При подготовке к ответу вам помогут схемы.
Возьмите на заметку!
СПОСОБЫ СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ
_ последовательная
Связь предложении в тексте С
^ параллельная
Схема последовательного строения текста: «данное» — «новое»
I
«данное» — «новое»
I
«данное» — «новое» Схемы параллельного строения текста:
«данное» — «новое»
I
«данное» — «новое»
I
«данное» — «новое»
общая тема —
СРЕДСТВА СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ
Лексические:
«новое» «новое» «данное» — «новое»
прямой повтор; синонимы; антонимы.
- Авторы: м. М. Разумовская, с. И. Львова, в. И. Капинос, в. В. Львов
- § 1. Русский язык — национальный язык русского народа
- Повторение изученного в 5—8 классах
- § 2. Стили речи
- § 3. Фонетика. Орфоэпия. Графика
- § 4. Лексика. Морфемика. Словообразование
- § 5. Морфология и синтаксис. Орфография и пунктуация
- Правописание гласных в корнях слов
- § 6. Типы речи
- Сложное предложение
- § 7. Понятие о сложном предложении
- 2. Части сложного предложения отделяются одна от другой запятой, точкой с запятой, двоеточием или тире. Например:
- § 8. Типы сложных предложений. Средства связи между частями сложного предложения
- 3. Части сложносочинённого предложения равноправны (ни одна часть не зависит от другой): Наступил октябрь, и заметно похолодало.
- 4. В одном сложном предложении могут быть разные виды связи: Грохот и треск несся с окружных гор;
- Сложносочинённое предложение
- § 9. Понятие о сложносочинённом предложении
- Грамматические и интонационно-смысловые особенности сложносочинённого предложения передаются на письме с помощью знаков препинания.
- § 10. Виды сложносочинённых предложений
- Стили речи
- §11. Художественный стиль речи и язык художественной литературы
- § 12. Понятие о сложноподчинённом предложении
- Средства связи частей сложноподчинённого предложения
- На письме части сложноподчинённого предложения обычно отделяются запятой.
- § 13. Виды сложноподчинённых предложений
- §14. Сложноподчинённое предложение с придаточным определительным
- § 15. Сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным
- § 16. Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными
- Морфологические:
- Синтаксические:
- Где? куда? откуда?
- §18. Сложноподчинённое предложение с придаточным места
- § 19. Сложноподчинённое предложение с придаточным времени
- § 20. Сложноподчинённое предложение с придаточным сравнения
- § 21. Сложноподчинённое предложение с придаточным образа действия и степени
- § 22. Путевые заметки
- § 23. Сложноподчинённое предложение с придаточным цели
- § 24. Сложноподчинённое предложение с придаточным условия
- § 25. Сложноподчинённое предложение с придаточными причины и следствия
- § 26. Сложноподчинённое предложение с придаточным уступительным
- § 27. Рецензия По типу речи рецензия, как правило, бывает рассуждением: оценка произведения (тезис) обязательно должна быть аргументирована (доказана) или объяснена.
- § 28. Понятие о сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными
- 239. Докажите, что данные предложения соответствуют обобщённой схеме:
- § 30. Понятие о бессоюзном сложном предложении
- § 31. Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления
- §32. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения
- § 33. Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени или условия, следствия и сравнения
- § 34. Деловая речь
- § 35. Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи
- Морфология