§ 3. Фонетика. Орфоэпия. Графика
©> 17. Ответьте на вопросы и выполните задания.
1. Расскажите о звуках русской речи по следующему плану:
а) на какие две основные группы делятся все звуки;
б) сколько гласных звуков, их характеристика;
в) на какие группы, по какому признаку делятся согласные звуки;
г) какие звуки не имеют парных по глухости-звон- кости, твёрдости-мягкости.
Проведите фонетический разбор слов поезд, вьюга.
Расскажите об особенностях русского словесного ударения. Приведите примеры.
Подсчитайте количество слогов в словах возродиться, жужжать, алый, сестра, для чего запишите все эти слова в фонетической транскрипции по образцу: [пбж'ь] и доп. [пожъ].
®> 18. Используя данные тезисы, расскажите об особенностях произношения русских гласных и согласных звуков. Приведите примеры, подтверждающие каждый тезис.
Гласные звуки под ударением произносятся отчётливо, хорошо различаются.
В безударном положении звуки [и], [ы], [у] различаются, а звуки [э], [а], [о] произносятся ослабленно, неотчётливо, заменяются другими гласными.
Звонкие согласные на конце слова и перед глухими оглушаются.
Глухие согласные перед звонкими озвончаются.
Согласные перед е в словах иноязычного происхождения в одних случаях произносятся мягко, в других — твёрдо.
Г I л т'г m л
Не
О л тт тх куст смородины
Поздравить с день рождением с днём рождения с днём рождением
день рождения
Дешёвые ^
Мой- Моё' цены
Моё Моя-
/высокие v низкие
художник
§®
фамилия фамилие
Выдающийся
Проявка Проявление' прекрасный красивый Очень пленки
^ автобиография
Моя
биография
/ памятник
Мемориальный
музей
издало ^ напечатало—^» пособие выпустило ^ о том, что...
Указывает
на то, что...
& 20. Спишите текст, раскрывая скобки и заменяя фонетическую запись орфографической.
Прочитайте выразительно. По учебнику или по тетради вы будете читать? Почему?
О чём этот текст? Какова его основная мысль? Определите тип и стиль речи. Объясните значение выделенных слов и выражений.
Издательство «Дрофа»
бодная [экономическая зона», правильно сумели ответить лишь около 5% . (Не) трудно вид[ь]ть, что в данном случае ве[с']ма значительная часть говорящих (по) русски людей (не) очень хорошо понимала, что (же) она в действительности одобряет. Примеров подобного употребления слов, за которым стоит либо (не) ясное самому говорящему, либо отличное от (обще) употр[иэ]би- тельного значение, несть числа и в художественной л[и]тературе, и в р[иэ]альной жизни.
Через весеннюю Тверскую улицу в Москве протянут тр[ъ]нсп[а]рант: Масле[н']ица — широкая боярыня. Все слова понятны, понятно и то, что Масле[н']ица похожа на боярыню. Только что значит широкая боярыня? Толстая, т[ъ]роватая? Наверное, надо (по) другому: Масле[н']ица широкая — боярыня, поскольку все знают, что широкой Масле[н']ицей называются её по[с'л']е[д'н']ие, самые разгульные, самые вкусные, больше [фс'иэво] похожие на боярыню, дни.
(И. Милославский)
©> 21. Выполните задания по тексту упр. 20.
Покажите, какие знаки препинания и при каких условиях ставятся внутри простого предложения.
Проанализируйте слово Масленица по плану:
а) фонетический и орфоэпический разбор;
б) лексический разбор;
в)правописание слова;
г) морфемный разбор;
д) морфологический разбор;
е) роль в предложении.
Письменно и устно просклоняйте числительные, которые в данном тексте записаны цифрами.
Найдите предложение, соответствующее схеме:
(или:- -)
Укажите, словами какой части речи выражен каждый член этого предложения.
§©
©> 22. Прочитайте текст про себя, а затем вслух. Укажите слова, которые сейчас пишутся иначе, чем до 1918 года:
а) в связи с упразднением некоторых букв;
б) в связи с изменением ряда правил орфографии. Перепишите, соблюдая современные нормы правописания.
Татьяна верила преданьямъ Простонародной старины, И снамъ, и карточнымъ гаданьямъ, И предсказашямъ луны. Её тревожили приматы; Таинственно ей всЬ предметы Провозглашали что нибудь, Предчувств1я гйснили грудь.
(А. Пушкин)
Подчеркните основы предложений, укажите однородные члены.
Составьте схему 1-го предложения.
Затранскрибируйте слово что-нибудь.
- Авторы: м. М. Разумовская, с. И. Львова, в. И. Капинос, в. В. Львов
- § 1. Русский язык — национальный язык русского народа
- Повторение изученного в 5—8 классах
- § 2. Стили речи
- § 3. Фонетика. Орфоэпия. Графика
- § 4. Лексика. Морфемика. Словообразование
- § 5. Морфология и синтаксис. Орфография и пунктуация
- Правописание гласных в корнях слов
- § 6. Типы речи
- Сложное предложение
- § 7. Понятие о сложном предложении
- 2. Части сложного предложения отделяются одна от другой запятой, точкой с запятой, двоеточием или тире. Например:
- § 8. Типы сложных предложений. Средства связи между частями сложного предложения
- 3. Части сложносочинённого предложения равноправны (ни одна часть не зависит от другой): Наступил октябрь, и заметно похолодало.
- 4. В одном сложном предложении могут быть разные виды связи: Грохот и треск несся с окружных гор;
- Сложносочинённое предложение
- § 9. Понятие о сложносочинённом предложении
- Грамматические и интонационно-смысловые особенности сложносочинённого предложения передаются на письме с помощью знаков препинания.
- § 10. Виды сложносочинённых предложений
- Стили речи
- §11. Художественный стиль речи и язык художественной литературы
- § 12. Понятие о сложноподчинённом предложении
- Средства связи частей сложноподчинённого предложения
- На письме части сложноподчинённого предложения обычно отделяются запятой.
- § 13. Виды сложноподчинённых предложений
- §14. Сложноподчинённое предложение с придаточным определительным
- § 15. Сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным
- § 16. Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными
- Морфологические:
- Синтаксические:
- Где? куда? откуда?
- §18. Сложноподчинённое предложение с придаточным места
- § 19. Сложноподчинённое предложение с придаточным времени
- § 20. Сложноподчинённое предложение с придаточным сравнения
- § 21. Сложноподчинённое предложение с придаточным образа действия и степени
- § 22. Путевые заметки
- § 23. Сложноподчинённое предложение с придаточным цели
- § 24. Сложноподчинённое предложение с придаточным условия
- § 25. Сложноподчинённое предложение с придаточными причины и следствия
- § 26. Сложноподчинённое предложение с придаточным уступительным
- § 27. Рецензия По типу речи рецензия, как правило, бывает рассуждением: оценка произведения (тезис) обязательно должна быть аргументирована (доказана) или объяснена.
- § 28. Понятие о сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными
- 239. Докажите, что данные предложения соответствуют обобщённой схеме:
- § 30. Понятие о бессоюзном сложном предложении
- § 31. Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления
- §32. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения
- § 33. Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени или условия, следствия и сравнения
- § 34. Деловая речь
- § 35. Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи
- Морфология