§ 2. Стили речи
©> 12. Рассмотрите таблицу и расскажите о системе стилей русского литературного языка по следующему плану:
Что лежит в основе стилистического расслоения языка?
На основании каких признаков противопоставляются разговорная и книжная речь?
Что лежит в основе деления книжной речи на четыре стиля?
Какие стилевые черты присущи тому или иному стилю речи?
Стили речи | Речевая ситуация | Стилевые черты | ||
где? | с кем? | зачем? | ||
Разговорный | Неофициальная обстановка | 1 — 1 | Общение (поговорить) | Непринуждённость, расплывчатость |
К н и ж- н ы е: научный | Официальная обстановка | 1 — много | Сообщение (объяснить) | Обобщённость, точность, логичность |
официально- деловой | Официальная обстановка | 1 — много | Сообщение (дать указания, проинструктировать) | Официальность, точность |
публицистический | Официальная обстановка | 1 — много | Воздействие (убедить) | Призыв- ность, эмоциональность |
художественный |
| 1 много | Воздействие на воображение и чувства(изобразить) | Конкретность, образность, эмоциональность |
©> 13. Прочитайте тексты. Определите стиль каждого из них. Опираясь на таблицу, обоснуйте свой ответ.
Байкал создан как венец и тайна природы не для производственных потребностей, а для того, чтобы мы могли пить из него вволю воду, главное и бесценное его богатство, любоваться его державной красотой и дышать его заповедным воздухом.
Байкал, Байкал... Могучий, богатый, величественный, красивый многими и многими красотами, царственный и неоткрытый, непокорённый — как хорошо, что он есть у нас!
(В. Распутин)
Найдите в тексте слова, придающие речи оттенок торжественной приподнятости.
Уточните по словарю значение и стилистическую окраску выделенных слов. Подберите к ним синонимы, подходящие для данного контекста.
Найдите экспрессивные синтаксические средства: ряды однородных членов, обособления, расчленённые конструкции, восклицательные предложения.
Покажите на примере этого текста, как в публицистике органично сочетаются «стандарт и экспрессия» (В. Костомаров).
Выразительно прочитайте текст.
Уже солнце начинало прятаться за снеговой хребет, когда я въехал в Койшаурскую долину... Славное место эта долина! Со всех сторон горы неприступные, красноватые скалы, обвешанные зелёным плющом и увенчанные купами чинар, жёлтые обрывы, исчерченные промоинами, а там высоко-высоко золотая бахрома снегов, а внизу Арагва, обнявшись с другой безымянной речкой, шумно вырывающейся из чёрного, полного мглою ущелья, тянется серебряною нитью и сверкает, как змея своею чешуёю.
(М. Лермонтов)
Объясните пунктуацию в данном тексте.
Какие изобразительные средства использованы писателем в этом отрывке? Найдите в нём примеры двух типов образности: «образ в слове» и «образ при помощи слов» (В. Виноградов).
3. Охарактеризуйте роль обособленных определений и обстоятельств в тексте.
3) До недавнего времени клетку изучали с помощью светового микроскопа, дающего увеличение до двух тысяч раз. Но после того как был сконструирован электронный микроскоп, позволяющий достигать увеличения до миллиона раз, исследователи начали проникать в тончайшие детали чрезвычайно сложного строения клетки.
(А. Цузмер)
Найдите в тексте: а) термины науки биологии; б) общенаучную лексику и терминологию.
Укажите синтаксические конструкции, частотные в научной речи; определите вид каждого предложения.
Объясните знаки препинания в тексте.
®> 14. Выразительно прочитайте текст, передайте присущую ему поэтическую тональность. Определите стиль речи, ответ обоснуйте.
Зима на исходе. Сонно жмурится солнце в лесу, сонно ресницами игл щурится лес. Снег на дорогах чернеет, и в полдень на них маслянисто блещут лужи. Пахнет снегом и берёзовыми почками.
{По Б. Пастернаку)
Какие изобразительные средства использованы в этом тексте? Назовите их.
Найдите сложные предложения и определите их вид.
Составьте на основе данного текста текст для прогноза погоды. Какие признаки конца зимы из числа тех, что содержатся в отрывке, вы сохраните? Какие дополнительные сведения введёте? Каким стилем речи воспользуетесь?
Запишите получившийся текст.
®> 15. 1. Прочитайте фрагмент из книги К. И. Чуковского.
«Язык что одежда», — говорит некий английский лингвист. И действительно, на лыжах не ходят во фраке, никто не явится на официальный бал, облачившись в замусоленную куртку, которая вполне хороша для чёрной работы в саду.
Объясните отсутствие знака препинания перед что в предложении Язык что одежда.
Продолжите рассуждение писателя: докажите уместность сравнения языка с одеждой, используя знания по стилистике.
Напишите сочинение на тему «Язык что одежда». Каким стилем речи вы воспользуетесь — научным или публицистическим?
16. Представьте себе, что вам нужно составить упражнение по стилистике. Какое задание вы могли бы предложить к текстам? Запишите задание, затем поменяйтесь тетрадями с товарищем и выполните его упражнение.
Тюлени — водные млекопитающие отряда ластоногих. Тюлени широко распространены в морях и некоторых озёрах. Детёнышей рождают на суше.
— Ой, глянь-ко, что это?
А! То тюлень, тюлень, сынок, подплыл на нас поглядеть.
Знаю. А где он живёт?
В море живёт. Днём рыбу промышляет, а ночью к берегу плывёт, на камнях спит в местах глухих...
(Ю. Казаков)
- Авторы: м. М. Разумовская, с. И. Львова, в. И. Капинос, в. В. Львов
- § 1. Русский язык — национальный язык русского народа
- Повторение изученного в 5—8 классах
- § 2. Стили речи
- § 3. Фонетика. Орфоэпия. Графика
- § 4. Лексика. Морфемика. Словообразование
- § 5. Морфология и синтаксис. Орфография и пунктуация
- Правописание гласных в корнях слов
- § 6. Типы речи
- Сложное предложение
- § 7. Понятие о сложном предложении
- 2. Части сложного предложения отделяются одна от другой запятой, точкой с запятой, двоеточием или тире. Например:
- § 8. Типы сложных предложений. Средства связи между частями сложного предложения
- 3. Части сложносочинённого предложения равноправны (ни одна часть не зависит от другой): Наступил октябрь, и заметно похолодало.
- 4. В одном сложном предложении могут быть разные виды связи: Грохот и треск несся с окружных гор;
- Сложносочинённое предложение
- § 9. Понятие о сложносочинённом предложении
- Грамматические и интонационно-смысловые особенности сложносочинённого предложения передаются на письме с помощью знаков препинания.
- § 10. Виды сложносочинённых предложений
- Стили речи
- §11. Художественный стиль речи и язык художественной литературы
- § 12. Понятие о сложноподчинённом предложении
- Средства связи частей сложноподчинённого предложения
- На письме части сложноподчинённого предложения обычно отделяются запятой.
- § 13. Виды сложноподчинённых предложений
- §14. Сложноподчинённое предложение с придаточным определительным
- § 15. Сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным
- § 16. Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными
- Морфологические:
- Синтаксические:
- Где? куда? откуда?
- §18. Сложноподчинённое предложение с придаточным места
- § 19. Сложноподчинённое предложение с придаточным времени
- § 20. Сложноподчинённое предложение с придаточным сравнения
- § 21. Сложноподчинённое предложение с придаточным образа действия и степени
- § 22. Путевые заметки
- § 23. Сложноподчинённое предложение с придаточным цели
- § 24. Сложноподчинённое предложение с придаточным условия
- § 25. Сложноподчинённое предложение с придаточными причины и следствия
- § 26. Сложноподчинённое предложение с придаточным уступительным
- § 27. Рецензия По типу речи рецензия, как правило, бывает рассуждением: оценка произведения (тезис) обязательно должна быть аргументирована (доказана) или объяснена.
- § 28. Понятие о сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными
- 239. Докажите, что данные предложения соответствуют обобщённой схеме:
- § 30. Понятие о бессоюзном сложном предложении
- § 31. Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления
- §32. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения
- § 33. Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени или условия, следствия и сравнения
- § 34. Деловая речь
- § 35. Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи
- Морфология