§ 25. Сложноподчинённое предложение с придаточными причины и следствия
©> 205. Объясните различие в лексическом значении слов причина, следствие. Придумайте предложения с этими словами, употребив их в качестве терминов.
Перечислите подчинительные союзы, передающие отношения: а) причины; б) следствия. Приведите примеры сложноподчинённых предложений с данными союзами.
©> 206. Используя таблицу упр. 99, составьте модели сложноподчинённых предложений с придаточным причины и с придаточным следствия. Сравните эти схемы, сделайте вывод.
©> 207. Прочитайте текст. К какому стилю речи он относится? Обоснуйте свою точку зрения. Проиллюстрируйте текст примерами из художественной литературы, из учебников по разным школьным предметам.
Из всех союзов, которыми присоединяются придаточные предложения причины к главному, только союз потому что стилистически нейтрален. Союз так как имеет оттенок книжности. Близок к нему и союз поскольку, но он встречается гораздо реже. Книжный союз ибо употребляется в научной и публицистической речи и имеет оттенок приподнятости. Союз затем что имеет архаическую окраску и в современном русском
языке употребляется редко. Союз благо характерен для разговорной речи. А сложные союзы и союзные сочетания оттого что, благодаря тому что, вследствие того что, из-за того что, в силу того что, ввиду того что почти целиком относятся к книжной речи делового типа.
Все причинные союзы допускают взаимную замену, но отличаются друг от друга стилистическими оттенками.
Придаточные, присоединяемые союзами ибо, благо, потому что, помещаются только после главной части. Все остальные могут находиться как впереди главного, так и после него.
(По В. Бондалетову)
208. Используя разные союзы, названные в тексте упр. 207, ответьте на вопросы с помощью сложноподчинённых предложений с придаточным причины.
Почему при остановке трамвая пассажиры наклоняются вперёд?
Почему вы опоздали на поезд?
Почему в корне слова роскошный пишется буква о?
Ш> 209. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания, буквы и раскрывая скобки.
Определите вид каждого сложноподчинённого предложения.
1) Меня лечил полковой ц..рюльник ибо в крепости другого лек..ря (не) было. (А.Пушкин) 2) (От) того я пр..смирел что я слышу топот дальний трубный звук и пенье стрел. (А. Пушкин) 3) Его не было дома (по) чему я и оставил записку. (А. Пушкин) 4) Снег становился всё белее и ярче так что ломило глаза. (М. Лермонтов) 5) Наташа в эту зиму начала серьёзно петь и в осо- бе(н, нн)ости (от) того что Денисов восторгался её пением. (Л. Толстой) 6) Погода была холодная ветре(н, нн)ая так что сугробы нам..ло выше окон. (Л. Толстой) 7) Всякий труд важен ибо облагораживает человека. (Л. Толстой) 8) Родиной зовём мы нашу страну (по) тому что в
§<§>
ней р..дились. (К. Ушинский) 9) (Во) время сильной бури вывернуло с корнем высокую старую сосну (от) чего и образовалась яма. (А.Чехов) 10) Такая густая тр..ва р..ела только по берегам озера (по) тому что здесь было достаточно влаги. (Д. Мамин-Сибиряк) 11) Сразу же за рекой от самой воды поднимались скалистые горы так что взгляд н.. мог брать (в) даль и (в) ширь но только (в) верх. (В. Солоухин)
Объясните лексическое значение выделенных слов, проверьте себя по толковому словарику.
Определите, какова синтаксическая роль наречий в предложениях. Объясните написание этих наречий.
Составьте предложения со «словами» со скобками (см. предложения 2, 3, 8, 9, 11) так, чтобы эти «слова» писались по- другому: слитно, если было раздельное написание, и раздельно, если было слитное написание.
Возьмите на заметку!
Сложноподчинённые предложения с придаточными причины и придаточными следствия тесно связаны друг с другом, так как в одной части их выражается причина, ав другой — следствие.
Если в главной части передаётся следствие, а в придаточной — причина, то такое сложноподчинённое предложение имеет придаточную часть причины. Придаточная часть присоединяется к главной союзами потому что, так как, оттого что, вследствие того что, поскольку, ибо и др. и отвечает на во- 0 4 е м у?
просы почему? отчего? по [ибо) какой причине?, например: Никогда не отказывайтесь от малого в работе, ибо из малого строится великое. (И. Павлов)
Если в главной части передаётся причина, а в придаточной — следствие, то такое
что из этого следует?
сложноподчиненное предло- /\
(так что )
жение имеет придаточную у у
часть следствия. Придаточная часть присоединяется к главной союзом так что и отвечает на вопросы вследствие чего это произошло? что из этого следует?, например: У заборов росли липы, бросавшие теперь при луне широкую тень, так что заборы и ворота на одной стороне совершенно утопали в потёмках. (А. Чехов)
©> 210. Преобразуйте каждое сложносочинённое предложение либо в сложноподчинённое предложение с придаточным причины (главная часть обозначает следствие, а придаточная — причину), либо в сложноподчинённое предложение с придаточным следствия (главная часть обозначает причину, а придаточная — следствие).
Образец. Неожиданно раздался резкий гудок автомобиля, и по ущелью пронеслось горное эхо. — По ущелью пронеслось горное эхо, так как неожиданно раздался резкий гудок автомобиля.
1) После полудня поднялся сильный ветер, и тонкие стволы осин тревожно застонали. 2) Пчела-труженица села на цветок, и он слегка покачнулся. 3) Лучи солнца пронизывали обнажённый лес, и каждый листочек был хорошо виден. 4) Первые капли дождя упали на асфальт, и мы поспешили укрыться под навес.
©>211. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Проведите полный синтаксический разбор каждого предложения.
В сонном воздухе слышались какие (то) звуки точно кто (то) вздыхал ш..птался. Земля и небо погрузились в глубокий мрак так (что) в (не) скольких шагах (н..)льзя было увидеть рядом идущего человека. Мы спустились в д..лину и как только нашли воду тот (час) же остановились.
(В. Арсеньев)
Самостоятельно продолжите текст, используя сложноподчинённые предложения разных видов.
ЗСП-6. Запишите под диктовку все примеры из ЗСП-1, 2, 3, 4.
- Авторы: м. М. Разумовская, с. И. Львова, в. И. Капинос, в. В. Львов
- § 1. Русский язык — национальный язык русского народа
- Повторение изученного в 5—8 классах
- § 2. Стили речи
- § 3. Фонетика. Орфоэпия. Графика
- § 4. Лексика. Морфемика. Словообразование
- § 5. Морфология и синтаксис. Орфография и пунктуация
- Правописание гласных в корнях слов
- § 6. Типы речи
- Сложное предложение
- § 7. Понятие о сложном предложении
- 2. Части сложного предложения отделяются одна от другой запятой, точкой с запятой, двоеточием или тире. Например:
- § 8. Типы сложных предложений. Средства связи между частями сложного предложения
- 3. Части сложносочинённого предложения равноправны (ни одна часть не зависит от другой): Наступил октябрь, и заметно похолодало.
- 4. В одном сложном предложении могут быть разные виды связи: Грохот и треск несся с окружных гор;
- Сложносочинённое предложение
- § 9. Понятие о сложносочинённом предложении
- Грамматические и интонационно-смысловые особенности сложносочинённого предложения передаются на письме с помощью знаков препинания.
- § 10. Виды сложносочинённых предложений
- Стили речи
- §11. Художественный стиль речи и язык художественной литературы
- § 12. Понятие о сложноподчинённом предложении
- Средства связи частей сложноподчинённого предложения
- На письме части сложноподчинённого предложения обычно отделяются запятой.
- § 13. Виды сложноподчинённых предложений
- §14. Сложноподчинённое предложение с придаточным определительным
- § 15. Сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным
- § 16. Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными
- Морфологические:
- Синтаксические:
- Где? куда? откуда?
- §18. Сложноподчинённое предложение с придаточным места
- § 19. Сложноподчинённое предложение с придаточным времени
- § 20. Сложноподчинённое предложение с придаточным сравнения
- § 21. Сложноподчинённое предложение с придаточным образа действия и степени
- § 22. Путевые заметки
- § 23. Сложноподчинённое предложение с придаточным цели
- § 24. Сложноподчинённое предложение с придаточным условия
- § 25. Сложноподчинённое предложение с придаточными причины и следствия
- § 26. Сложноподчинённое предложение с придаточным уступительным
- § 27. Рецензия По типу речи рецензия, как правило, бывает рассуждением: оценка произведения (тезис) обязательно должна быть аргументирована (доказана) или объяснена.
- § 28. Понятие о сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными
- 239. Докажите, что данные предложения соответствуют обобщённой схеме:
- § 30. Понятие о бессоюзном сложном предложении
- § 31. Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления
- §32. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения
- § 33. Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени или условия, следствия и сравнения
- § 34. Деловая речь
- § 35. Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи
- Морфология