§ 1. Русский язык — национальный язык русского народа
©> 1. Выразительно прочитайте небольшой отрывок из лекции о русской литературе и русском языке, прочитанной в 1821 году Вильгельмом Карловичем Кюхельбекером — современником и другом А. С. Пушкина. Объясните, как вы понимаете это высказывание. Актуально ли звучат эти слова сегодня? Докажите.
Найдите устаревшие слова и формы, объясняя свой выбор. Укажите, какими современными синонимами можно их заменить.
Взирая на блистательные качества, которыми Бог одарил народ русский, народ первый в свете по славе и могуществу своему, по своему звучному, богатому, мощному языку (и это для писателя не последнее), коему в Европе нет подобного, наконец по радушию, мяг- косердию, остроумию и непамятозлобию, ему перед всеми свойственному, я душою скорбел, что всё это подавляется, всё это вянет и, может быть, опадёт, не принёсши никакого плода в нравственном мире.
В> 2. Познакомьтесь ещё с одним отрывком из лекции В. К. Кюхельбекера. Согласны ли вы с мнением писателя?
Спишите, вставляя пропущенные буквы, знаки препинания и раскрывая скобки. Если вы сомневаетесь в написании слов, обратитесь к орфографическому словарю.
Ра..матривая народ как существо духовного порядка мы можем назвать язык, на котором он говорит, его душой и тогда история этого языка будет значительнее, чем даже история политических изменений этого народа с которыми однако история его тесно связана.
История русского языка быть может ра..кроет перед вами характер народа говорящего на нём. Свободный сильный богатый он возник раньше, чем установилось крепос(?)ное рабство и деспотизм...
Ш> 3. Выполните задания по тексту упр. 2.
Обозначьте приставку и корень в словах ра..матривая, ра..кроет. Докажите необходимость употребления с или сс.
Выпишите слова с орфограммой в корне, распределяя их на две группы: с проверяемым написанием и непроверяемым. Подберите однокоренные слова, обозначьте корни.
Объясните, нужна ли запятая в 1-м предложении перед союзом и.
Какими синтаксическими конструкциями осложнены предложения текста? Подчеркните эти конструкции как члены предложения; обозначьте вводные слова.
4. С помощью толкового словарика определите значение слов нация, национальный. Учитывая лексическое значение этих слов, попробуйте объяснить смысл выражений национальный язык, язык русской нации.
Возьмите на заметку!
Национальный язык — это язык, который объединяет исторически сложившийся коллектив людей, связанных общей территорией, экономикой, культурой и особенностями быта.
Основное назначение национального языка состоит в том, чтобы обеспечить общение людей, говорящих на этом языке. Именно поэтому все средства языка помо-
§®
гают более точно, ясно и образно выражать самые сложные мысли и чувства людей, всё многообразие окружающего мира. Национальный язык включает в себя не только нормированный литературный язык, но и народные диалекты, просторечные формы языка, профессионализмы и другие средства ограниченного употребления.
Образование и развитие национального языка — сложный, длительный процесс. История русского национального языка начинается с XVII века, когда окончательно сложилась русская нация. Дальнейшее развитие русского национального языка непосредственно связано с развитием истории и культуры русского народа. Лучшие достижения национальной речевой культуры, основные достоинства русского национального языка воплощает русская художественная литература.
Особенность русского национального языка состоит в том, что он является государственным языком в России и служит средством межнационального общения в нашем многонациональном государстве.
©> 5. Спишите, вставляя пропущенные буквы, расставляя знаки препинания и раскрывая скобки.
Подчеркните однородные члены предложения, объясняя употребление знаков препинания.
В языке одухотворяется весь народ и вся его родина; в нём претворяется творческой силой народного духа в мысль в к..ртину и звук небо отчизны её воздух её физические явления её клим..т её поля горы и д..лины её леса и реки её бури и грозы весь тот глубокий полный мысли и чу(?)ства голос родной пр..роды, который говорит так громко о любви человека к его иногда суровой родине, который высказывается так ясно в родной песн.. в родных напевах в устах народных поэтов. Но в светлых прозрачных глубинах народного языка отражается не одна пр..рода родной страны но и вся история духовной жизни народа. Поколения народа проходят одно за другим, но результаты жизни каждого поколения остаются в языке — в наследие п..томкам. В сокровищницу родного слова складывает одно поколение за другим плоды глубоких сердечных движений плоды исторических событий верования воз(?)рения следы прожитого горя и прожитой радости — словом, весь след своей духовной жизни народ бережно сохраняет в народном слове.
(К. Ушинский)
Выразительно прочитайте текст, интонационно грамотно произнося предложения с однородными и обособленными членами.
Какова основная мысль этого высказывания? Объясните, как она соотносится с эпиграфом и с названием § 1 «Русский язык — национальный язык русского народа».
©> 6. Спишите тексты, вставляя пропущенные буквы, знаки препинания и раскрывая скобки.
Определите, как по смыслу объединены данные высказывания. Как они связаны с эпиграфом? Сделайте вывод.
Язык есть самая ж..вая самая обильная и прочная связь соединяющая отж..вшие ж..вущие и будущие поколения в одно великое, историческое, ж..вое целое.
(К. Ушинский)
В лингвистическом смысле народ составляют все люди говорящие одним языком.
(Н. Чернышевский)
Гибок б..гат и при всех своих (н..) совершенствах прекрасен язык каждого народа, умстве(н, нн)ая жизнь которого достигла высокого развития.
(Н. Чернышевский)
Язык вм..щает в себя всё и характер народный и опыт и историю и ф..лософию и верования и ча..ния и тяг..ты в долгом пути.
(В. Распутин)
Язык это история народа. Язык это путь цивилизации и культуры. (По) этому (то) изучение и сб..реже- §®
ние русского языка является (н..) праз(?)ным занятием от (не) чего делать но насущной (н..) обходимостью.
(А. Куприн)
Какими конструкциями осложнены предложения? Определите, какими членами предложения являются эти конструкции, объясните постановку знаков препинания.
©> 7. Проверьте, помните ли вы наизусть стихотворение в прозе Ивана Сергеевича Тургенева «Русский язык».
Расскажите, что вы знаете об истории создания этого произведения. Как вы понимаете высказывание писателя?
РУССКИЙ ЯЗЫК
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
Приготовьтесь к письму по памяти этого стихотворения в прозе.
Членораздельная звуковая речь, Язык с большой буквы — специфическая способность человека, средство мышления и общения. Можно сказать, что люди на всех меридианах и параллелях Земли говорят на одном языке — на человечьем. Однако существует он в виде множества конкретных языков, различающихся звучанием, грамматической структурой, словарём.
В. Костомаров
ЯЗЫК. РЕЧЬ. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
- Авторы: м. М. Разумовская, с. И. Львова, в. И. Капинос, в. В. Львов
- § 1. Русский язык — национальный язык русского народа
- Повторение изученного в 5—8 классах
- § 2. Стили речи
- § 3. Фонетика. Орфоэпия. Графика
- § 4. Лексика. Морфемика. Словообразование
- § 5. Морфология и синтаксис. Орфография и пунктуация
- Правописание гласных в корнях слов
- § 6. Типы речи
- Сложное предложение
- § 7. Понятие о сложном предложении
- 2. Части сложного предложения отделяются одна от другой запятой, точкой с запятой, двоеточием или тире. Например:
- § 8. Типы сложных предложений. Средства связи между частями сложного предложения
- 3. Части сложносочинённого предложения равноправны (ни одна часть не зависит от другой): Наступил октябрь, и заметно похолодало.
- 4. В одном сложном предложении могут быть разные виды связи: Грохот и треск несся с окружных гор;
- Сложносочинённое предложение
- § 9. Понятие о сложносочинённом предложении
- Грамматические и интонационно-смысловые особенности сложносочинённого предложения передаются на письме с помощью знаков препинания.
- § 10. Виды сложносочинённых предложений
- Стили речи
- §11. Художественный стиль речи и язык художественной литературы
- § 12. Понятие о сложноподчинённом предложении
- Средства связи частей сложноподчинённого предложения
- На письме части сложноподчинённого предложения обычно отделяются запятой.
- § 13. Виды сложноподчинённых предложений
- §14. Сложноподчинённое предложение с придаточным определительным
- § 15. Сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным
- § 16. Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными
- Морфологические:
- Синтаксические:
- Где? куда? откуда?
- §18. Сложноподчинённое предложение с придаточным места
- § 19. Сложноподчинённое предложение с придаточным времени
- § 20. Сложноподчинённое предложение с придаточным сравнения
- § 21. Сложноподчинённое предложение с придаточным образа действия и степени
- § 22. Путевые заметки
- § 23. Сложноподчинённое предложение с придаточным цели
- § 24. Сложноподчинённое предложение с придаточным условия
- § 25. Сложноподчинённое предложение с придаточными причины и следствия
- § 26. Сложноподчинённое предложение с придаточным уступительным
- § 27. Рецензия По типу речи рецензия, как правило, бывает рассуждением: оценка произведения (тезис) обязательно должна быть аргументирована (доказана) или объяснена.
- § 28. Понятие о сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными
- 239. Докажите, что данные предложения соответствуют обобщённой схеме:
- § 30. Понятие о бессоюзном сложном предложении
- § 31. Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления
- §32. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения
- § 33. Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени или условия, следствия и сравнения
- § 34. Деловая речь
- § 35. Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи
- Морфология