logo
Учебник для общеобразовательных учреждений

§ 1. Русский язык — национальный язык русского народа

©> 1. Выразительно прочитайте небольшой отрывок из лекции о русской литературе и русском языке, прочитанной в 1821 году Вильгельмом Карловичем Кюхельбекером — современником и другом А. С. Пушкина. Объясните, как вы понимаете это выска­зывание. Актуально ли звучат эти слова сегодня? Докажите.

Найдите устаревшие слова и формы, объясняя свой выбор. Укажите, какими современными синонимами можно их заме­нить.

Взирая на блистательные качества, которыми Бог одарил народ русский, народ первый в свете по славе и могуществу своему, по своему звучному, богатому, мощному языку (и это для писателя не последнее), кое­му в Европе нет подобного, наконец по радушию, мяг- косердию, остроумию и непамятозлобию, ему перед всеми свойственному, я душою скорбел, что всё это по­давляется, всё это вянет и, может быть, опадёт, не при­нёсши никакого плода в нравственном мире.

В> 2. Познакомьтесь ещё с одним отрывком из лекции В. К. Кю­хельбекера. Согласны ли вы с мнением писателя?

Спишите, вставляя пропущенные буквы, знаки препинания и раскрывая скобки. Если вы сомневаетесь в написании слов, обратитесь к орфографическому словарю.

Ра..матривая народ как существо духовного поряд­ка мы можем назвать язык, на котором он говорит, его душой и тогда история этого языка будет значительнее, чем даже история политических изменений этого на­рода с которыми однако история его тесно связана.

История русского языка быть может ра..кроет перед вами характер народа говорящего на нём. Свободный сильный богатый он возник раньше, чем установилось крепос(?)ное рабство и деспотизм...

Ш> 3. Выполните задания по тексту упр. 2.

  1. Обозначьте приставку и корень в словах ра..матривая, ра..кроет. Докажите необходимость употребления с или сс.

  2. Выпишите слова с орфограммой в корне, распределяя их на две группы: с проверяемым написанием и непроверяемым. Подберите однокоренные слова, обозначьте корни.

  3. Объясните, нужна ли запятая в 1-м предложении перед союзом и.

  4. Какими синтаксическими конструкциями осложнены предложения текста? Подчеркните эти конструкции как члены предложения; обозначьте вводные слова.

4. С помощью толкового словарика определите значение слов нация, национальный. Учитывая лексическое значение этих слов, попробуйте объяснить смысл выражений националь­ный язык, язык русской нации.

Возьмите на заметку!

Национальный язык — это язык, который объединяет исторически сложившийся коллектив лю­дей, связанных общей территорией, экономикой, куль­турой и особенностями быта.

Основное назначение национального языка состоит в том, чтобы обеспечить общение людей, говорящих на этом языке. Именно поэтому все средства языка помо-

§®

гают более точно, ясно и образно выражать самые слож­ные мысли и чувства людей, всё многообразие окружаю­щего мира. Национальный язык включает в себя не только нормированный литературный язык, но и народ­ные диалекты, просторечные формы языка, професси­онализмы и другие средства ограниченного употреб­ления.

Образование и развитие национального языка — сложный, длительный процесс. История русского на­ционального языка начинается с XVII века, когда окончательно сложилась русская нация. Дальнейшее развитие русского национального языка непосредст­венно связано с развитием истории и культуры русско­го народа. Лучшие достижения национальной речевой культуры, основные достоинства русского националь­ного языка воплощает русская художественная литера­тура.

Особенность русского национального языка состоит в том, что он является государственным языком в Рос­сии и служит средством межнационального общения в нашем многонациональном государстве.

©> 5. Спишите, вставляя пропущенные буквы, расставляя знаки препинания и раскрывая скобки.

Подчеркните однородные члены предложения, объясняя употребление знаков препинания.

В языке одухотворяется весь народ и вся его роди­на; в нём претворяется творческой силой народного ду­ха в мысль в к..ртину и звук небо отчизны её воздух её физические явления её клим..т её поля горы и д..лины её леса и реки её бури и грозы весь тот глубокий полный мысли и чу(?)ства голос родной пр..роды, который го­ворит так громко о любви человека к его иногда суро­вой родине, который высказывается так ясно в родной песн.. в родных напевах в устах народных поэтов. Но в светлых прозрачных глубинах народного языка отражается не одна пр..рода родной страны но и вся ис­тория духовной жизни народа. Поколения народа про­ходят одно за другим, но результаты жизни каждого поколения остаются в языке — в наследие п..томкам. В сокровищницу родного слова складывает одно поколение за другим плоды глубоких сердечных движений плоды исторических событий верования воз(?)рения следы прожитого горя и прожитой радости — словом, весь след своей духовной жизни на­род бережно сохраняет в народном слове.

(К. Ушинский)

    1. Выразительно прочитайте текст, интонационно грамотно произнося предложения с однородными и обособленными члена­ми.

    2. Какова основная мысль этого высказывания? Объясните, как она соотносится с эпиграфом и с названием § 1 «Русский язык — национальный язык русского народа».

©> 6. Спишите тексты, вставляя пропущенные буквы, знаки препинания и раскрывая скобки.

Определите, как по смыслу объединены данные высказыва­ния. Как они связаны с эпиграфом? Сделайте вывод.

      1. Язык есть самая ж..вая самая обильная и прочная связь соединяющая отж..вшие ж..вущие и будущие поколения в одно великое, историческое, ж..вое целое.

(К. Ушинский)

      1. В лингвистическом смысле народ составляют все люди говорящие одним языком.

(Н. Чернышевский)

      1. Гибок б..гат и при всех своих (н..) совершенствах прекрасен язык каждого народа, умстве(н, нн)ая жизнь которого достигла высокого развития.

(Н. Чернышевский)

      1. Язык вм..щает в себя всё и характер народный и опыт и историю и ф..лософию и верования и ча..ния и тяг..ты в долгом пути.

(В. Распутин)

      1. Язык это история народа. Язык это путь цивили­зации и культуры. (По) этому (то) изучение и сб..реже- §®

ние русского языка является (н..) праз(?)ным занятием от (не) чего делать но насущной (н..) обходимостью.

(А. Куприн)

Какими конструкциями осложнены предложения? Опреде­лите, какими членами предложения являются эти конструк­ции, объясните постановку знаков препинания.

©> 7. Проверьте, помните ли вы наизусть стихотворение в прозе Ивана Сергеевича Тургенева «Русский язык».

Расскажите, что вы знаете об истории создания этого произ­ведения. Как вы понимаете высказывание писателя?

РУССКИЙ ЯЗЫК

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судь­бах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

Приготовьтесь к письму по памяти этого стихотворения в прозе.

Членораздельная звуковая речь, Язык с боль­шой буквы — специфическая способность че­ловека, средство мышления и общения. Мож­но сказать, что люди на всех меридианах и параллелях Земли говорят на одном язы­ке — на человечьем. Однако существует он в виде множества конкретных языков, раз­личающихся звучанием, грамматической структурой, словарём.

В. Костомаров

ЯЗЫК. РЕЧЬ. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ