Поэма м.М. Хераскова "Россияда"
М.М. Херасков явился крупнейшим представителем поколения русских классиков и в то же время стал одним из родоначальников сентиментализма в России. Жизнь и деятельность Хераскова была связана с Московским университетом: он был его директором, затем куратором и сыграл значительную роль, встав во главе университетской типографии, библиотеки, театра. Литературная молодежь видела в нем своего наставника. В салоне Хераскова встречались молодые поэты и писатели. Творчество Хераскова отличает многообразие жанров: он писал оды, элегии, стансы, эпиграммы, послания, басни, сонет, идиллии, сатиры, псалмы, трагедии, "слезные драмы", оперы, поэмы дидактические, эпические, сказочные, политико-нравоучительные романы. Выступая вначале как продолжатель поэтических принципов Сумарокова, Херасков ищет самостоятельные пути и приходит к созданию "философической"' оды, которую отличает обращение к проблемам морали и нравственности, добра и зла, жизни и смерти
Нравственное усовершенствование объявляется единственным средством достижения социальной гармонии и уничтожения зла. В известной мере подобная позиция Хераскова объясняется его увлечением идеями масонства. Художественное мастерство Хераскова проявилось в создании изящной стихотворной формы, не случайно Карамзин считал его самым близким себе из всех своих предшественников.
В русскую литературу Херасков вошел как создатель национальной поэмы. Этот жанр считался венцом классицистической системы жанров. В России предпринимались попытки создания поэмы, но не увенчались успехом. Херасков восполнил этот пробел: центральным его произведением стала "Россияда", над которой он работал восемь лет. Содержанием "Россияды" становятся исторические события, связанные со взятием Иваном Грозным Казани. В них поэт видит торжество процесса освобождения России от последствий татаро-монгольского ига. Этот сюжет имел и современное звучание, поскольку поэма была написана в промежуток между первой и второй турецкой войной - войной с магометанством. Важнейшим вопросом для автора является проблема взаимоотношения паря и бояр, и в этом вопросе Херасков проявляет либерализм - он осуждает политику упрочения неограниченной самодержавной власти.
"Россияда" "правильная" классическая эпопея, написанная высоким слогом, но ясным и простым. Она имела большой успех, воспринималась как крупная победа русского классицизма и благодаря своей патриотическо-гуманистической идее. Она была призвана научить любви к родине и вдохновить подвигами героев.
Тексты
Майков В.И. Елисей, или Раздраженный Вакх / В.И. Майков II Русская литература XVIII века / сост. Г.П. Макогоненко. - Л., 1970. - С. 400 - 434.
Богданович И.Ф. Душенька / И.Ф. Богданович // Русская поэзия XVIII века. - М.. 1972.-С. 291 -375.
Херасков М.М. Венецианская монахиня; К своей лире; «Иные строят лиру..."; Злато; Сила любви; Время: Россияда / Русская поэзия XVIII века. -М., 1972.-С. 180-275.
Основная литература
Западов А.В. Поэты XVIII века : А. Кантемир. А. Сумароков. В. Майков. VI. Херасков. Литературные очерки / А.В. Западов. - М... 1984. - С. 176 -234.
Дополнительная литература
Соколов А.Н. Из истории легкой поэзии (от "Душеньки" к «Катеньке") / А.Н. Соколов // Роль и значение литературы XVIII века в истории русской культуры. - М.: Л., 1966.-Сб. 7. - С. 320-321.
Кулакова Л.И. Творчество Н.А. Львова 1770 начала 1780-х годов / Л.И.Кулакова //Проблемы изучения русской литературы XVIII века. -Л., 1974. - Вып. :1. - С. 45-54
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Введение
- Методические указания
- Быт и традиции русского дворянства XVIII века
- Литература первой трети XVIII века. Литература "петровского периода"
- Культурное и социально-бытовое содержание петровских реформ; новые методы и формы идейно-эстетического воздействия на общественное сознание
- Публицистика и журналистика, стихотворство, драматургия и театр петровского времени
- Беллетристика Петровской эпохи
- Феофан Прокопович
- Прокопович как теоретик языка и литературы
- Прокопович как публицист
- Прокопович как поэт-панегирист и лирик
- Трагедокомедия "Владимир"
- Литература второй трети XVIII века. Русский классицизм
- Становление традиции стихотворной сатиры. А.Д. Кантемир
- Жанр стихотворной сатиры и его формы; назначение сатиры и ее влияние на формирование общественного мнения эпохи
- А.Д. Кантемир - сатирик
- Особенности композиции сатир
- Стилистические приемы и язык сатир Кантемира
- Практическое занятие. Тема № 1. Жанр стихотворного сатирического послания в творчестве а.Д. Кантемира. Сатира I. На хулящих учение. К уму своему
- Зарождение русской филологии. В.К. Тредиаковский
- Начало литературной деятельности. Новая в русской литературе концепция любви
- Деятельности по созданию русского литературного языка
- Жанровая система Тредиаковского
- "Тилемахида"
- Реформа русского стихосложения
- М.В. Ломоносов
- Ломоносов как теоретик языка и литературы
- Ода и ее место в системе жанров русского классицизма. Одическое творчество Ломоносова
- Духовные оды Ломоносова
- Практическое занятие. Тема № 2. Одическое творчество м.В. Ломоносова. "Ода на взятие Хотина"
- А.П. Сумароков
- Трагедии Сумарокова
- Жанровый состав творчества Сумарокова
- Практическое занятие. Тема № 3. Русская классицистическая трагедия. Трагедия а.П. Сумарокова "Димитрий Самозванец"
- Литература последней трети XVIII века Журнальная сатира 1769 - 1774 годов. Н.И. Новиков
- Журналы ни. Новикова
- Драматургия 1760-х годов.
- Д.И. Фонвизин. Литературная и общественно-политическая позиция
- Литературное творчество
- Практическое занятие. Тема № 4. "Недоросль" д.И. Фонвизина как социально-политическая комедия
- Русская драматургия 1770 - 1790-х годов
- Поэзия последней трети XVIII века
- Бурлеск. Поэма в.И. Майкова "Елисей, или раздраженный Вакх"
- "Легкая поэзия". Поэма и.Ф. Богдановича "Душенька"
- Поэма м.М. Хераскова "Россияда"
- Г.Р. Державин
- "Екатерининские" оды Державина
- Сатирические оды Державина
- Героические оды и патриотическая лирика Державина
- Философские оды Державина
- Анакреонтические стихи Державина
- Художественное своеобразие творчества Державина. Его новаторство как ноша
- Практическое занятие. Тема № 5. Мир и человек в поэзии г.Р. Державина. Образ автора в поэзии г.Р. Державина
- Русская проза 1760 - 1770-х годов
- А.Н. Радищев
- "Путешествие из Петербурга в Москву " Радищева
- Поэзия Радищева
- Практическое занятие. Тема № 6. А.Н. Радищев."Путешествие из Петербурга в Москву"
- И.А. Крылов
- "Почта духов" Крылова
- Сатирическая проза Крылова
- "Подщипа, или Трумф"
- Русский сентиментализм
- Творчество м.Н. Муравьева
- Н.М. Карамзин
- Повести Карамзина
- Поэзия Карамзина
- "Новый слог" Карамзина
- Практическое занятие. Тема № 7. Повести н.М. Карамзина "Бедная Лиза" и "Остров Борнгольм"
- Поэзия и.И. Дмитриева