logo
ирл

Особенности композиции сатир

Вслед за Буало Кантемир строит свои сатиры в виде посланий. Ино­гда сатира принимает форму диалога - два персонажа, один из которых яв­ляется выразителем авторской точки зрения, обмениваются репликами (Сатира II. "На зависть и гордость дворян злонравных. Филарет и Евге­ний"). Сатира обычно открывалась авторским вступлением и завершалась его же заключением. Кантемир крайне редко обращается к конкретному адресату - его заменяют атрибуты поэтического вдохновения или челове­ческого сознания. Композиционным центром сатирического послания яв­ляется изобличение порока в саркастических и иронических описаниях об­лика его носителей, в связи с чем на первое место выступает нравоописа­тельный элемент.

Обличая недостатки других, автор всегда вольно или невольно рас­крывает свой внутренний мир. Здесь уместна постановка вопроса об образе автора в сатирах, об оценке Кантемиром своего места в обществе и значе­нии своего искусства. В его решении поможет сатира IV "Об опасности са­тирических сочинений", которая не носит обличительного характера и представляет внутренний монолог автора.

В сатирах воплощается идеологическая программа их автора. Сати­ры демонстрируют антиклерикализм позиции Кантемира, его просвети­тельский подход к решению вопроса о правах и обязанностях дворянина; показывают сатирика как поборника интересов науки и просвещения; рас­крывают его взгляды на проблему воспитания и его представления о нрав­ственном долге дворянина.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4