Анакреонтические стихи Державина
Державин обладал замечательной способностью приблизить свое творчество к жизни и быту. В лице Анакреонта и Горация он нашел поэтов, родственных ему по характеру дарования и отчасти мировоззрения. Образцовыми в антологическом роде считаются послания "Приглашение к обеду"' и "Евгению. Жизнь Званская".
В "Приглашении к обеду", обращенном к Шувалову, ярко выразилось жизнерадостное, горациански умеренное мироощущение Державина. Посвящая день лишь друзьям и красоте. Державин в обычном для него контрасте вспоминает о смерти. ''И смерть к нам смотрит чрез забор", - замечает поэт, используя шутливо-простонародные выражения. В стихотворении он дает свое понимание ''блаженства"': оно заключается "в здравии, спокойстве духа"; "умеренность есть лучший пир". Послание написано в свободном и непринужденном тоне, простым языком, местами близким к народному.
Послание "Евгению. Жизнь Званская'' дает блестящую и широкую картину помещичьего быта. В стихотворении звучит тема противопоставления жизни городской и сельской, причем решается она в контексте темы более широкой - темы творчества. В классицистической эстетике поэту было отведено место безличного, абстрактного выразителя истины, никак не связанного с прозой жизни. Образ поэта, созданный Державиным, был лишен условности, он был конкретен. В послании "Евгению" как раз и раскрывается образ автора-героя в его биографической конкретности, в окруженности деталями быта, природы. Державин пытается запечатлеть и творческий процесс в условиях повседневной жизни. Все это дает исследователям возможность сблизить послание Державина и '"Осень"' Пушкина, эпиграфом к которому Пушкин взял строки из державинского стихотворения, и назвать их "звеньями одной цепи". Тема природы в творчестве Державина
Объективный земной мир, природа в русской поэзии XVIII века впервые отражается в творчестве Державина. В классицистических произведениях если и возникал пейзаж, то был он условным и отвлеченным, теоретическим. Державин же воспринимаем природу зрительно, в слуховых образах. Его пейзажные зарисовки отличаются яркостью, великолепием, красочностью ("Сребром сверкают волны"', '"Граненных бриллиантов холмы / Вслед сыпались за кораблем'"). Державин конкретизирует отвлеченные темы, абстрактные идеи приобретают у него предметный образ. Правдивое, живое описание южной природы являет собой стихотворение "Осень во время осады Очакова".
Yandex.RTB R-A-252273-3- Введение
- Методические указания
- Быт и традиции русского дворянства XVIII века
- Литература первой трети XVIII века. Литература "петровского периода"
- Культурное и социально-бытовое содержание петровских реформ; новые методы и формы идейно-эстетического воздействия на общественное сознание
- Публицистика и журналистика, стихотворство, драматургия и театр петровского времени
- Беллетристика Петровской эпохи
- Феофан Прокопович
- Прокопович как теоретик языка и литературы
- Прокопович как публицист
- Прокопович как поэт-панегирист и лирик
- Трагедокомедия "Владимир"
- Литература второй трети XVIII века. Русский классицизм
- Становление традиции стихотворной сатиры. А.Д. Кантемир
- Жанр стихотворной сатиры и его формы; назначение сатиры и ее влияние на формирование общественного мнения эпохи
- А.Д. Кантемир - сатирик
- Особенности композиции сатир
- Стилистические приемы и язык сатир Кантемира
- Практическое занятие. Тема № 1. Жанр стихотворного сатирического послания в творчестве а.Д. Кантемира. Сатира I. На хулящих учение. К уму своему
- Зарождение русской филологии. В.К. Тредиаковский
- Начало литературной деятельности. Новая в русской литературе концепция любви
- Деятельности по созданию русского литературного языка
- Жанровая система Тредиаковского
- "Тилемахида"
- Реформа русского стихосложения
- М.В. Ломоносов
- Ломоносов как теоретик языка и литературы
- Ода и ее место в системе жанров русского классицизма. Одическое творчество Ломоносова
- Духовные оды Ломоносова
- Практическое занятие. Тема № 2. Одическое творчество м.В. Ломоносова. "Ода на взятие Хотина"
- А.П. Сумароков
- Трагедии Сумарокова
- Жанровый состав творчества Сумарокова
- Практическое занятие. Тема № 3. Русская классицистическая трагедия. Трагедия а.П. Сумарокова "Димитрий Самозванец"
- Литература последней трети XVIII века Журнальная сатира 1769 - 1774 годов. Н.И. Новиков
- Журналы ни. Новикова
- Драматургия 1760-х годов.
- Д.И. Фонвизин. Литературная и общественно-политическая позиция
- Литературное творчество
- Практическое занятие. Тема № 4. "Недоросль" д.И. Фонвизина как социально-политическая комедия
- Русская драматургия 1770 - 1790-х годов
- Поэзия последней трети XVIII века
- Бурлеск. Поэма в.И. Майкова "Елисей, или раздраженный Вакх"
- "Легкая поэзия". Поэма и.Ф. Богдановича "Душенька"
- Поэма м.М. Хераскова "Россияда"
- Г.Р. Державин
- "Екатерининские" оды Державина
- Сатирические оды Державина
- Героические оды и патриотическая лирика Державина
- Философские оды Державина
- Анакреонтические стихи Державина
- Художественное своеобразие творчества Державина. Его новаторство как ноша
- Практическое занятие. Тема № 5. Мир и человек в поэзии г.Р. Державина. Образ автора в поэзии г.Р. Державина
- Русская проза 1760 - 1770-х годов
- А.Н. Радищев
- "Путешествие из Петербурга в Москву " Радищева
- Поэзия Радищева
- Практическое занятие. Тема № 6. А.Н. Радищев."Путешествие из Петербурга в Москву"
- И.А. Крылов
- "Почта духов" Крылова
- Сатирическая проза Крылова
- "Подщипа, или Трумф"
- Русский сентиментализм
- Творчество м.Н. Муравьева
- Н.М. Карамзин
- Повести Карамзина
- Поэзия Карамзина
- "Новый слог" Карамзина
- Практическое занятие. Тема № 7. Повести н.М. Карамзина "Бедная Лиза" и "Остров Борнгольм"
- Поэзия и.И. Дмитриева