logo
ирл

Методические указания

Работу по изучению курса русской литературы XVIII века следует начинать со знакомства с общей характеристикой общественной жизни то­го или иного этапа истории XVIII века и основными проблемами литера­турного движения. Для систематизации основных фактов исторической, культурной и литературной жизни России этого периода можно восполь­зоваться синхронистической таблицей, предложенной Л.А. Ольшевской и С.Н. Травниковым в учебном пособии "Литература Древней Руси и XVIII века".

Следующий этап предполагает чтение художественных текстов. Иногда лексика, синтаксис и морфологические формы XVIII века могут быть осмыслены только с помощью специальных лингвистических ком­ментариев, что предполагает обращение к словарям разного типа.

Затем следует изучить соответствующие главы учебника, критиче­ской литературы, дополнительных пособий и научных исследований. Список учебной литературы по предмету достаточно разнообразен: он включает не только учебники и хрестоматии, но и многотомные исто­рии русской литературы. Изучение работ русских критиков XVIII - XIX веков поможет Вам в выработке правильных оценок явлений литературы, искусства, культуры; позволит увидеть разную интерпретацию художест­венного текста, его жизнь во времени и проверку временем его идейно-художественной ценности. Предложенная к изучению научно-исследовательская литература включает монографии историко-литературного характера, сборники статей о том или ином писателе или произведении, периодические издания исследований по русской литерату­ре XVIII века (сборники "XVIII век", "Проблемы изучения русской литера­туры XVIII века"), представляющие научную ценность отдельные статьи. К изучению предлагаются также работы историков, лингвистов, филосо­фов.

Изучение специфики литературного движения XVII! века и анализ конкретных художественных текстов потребует отработки теоретических и историко-литературных понятий.

При изучении творчества писателя в целом необходимо уяснить фак­тический материал: основные вехи биографии писателя; его важнейшие произведения, время их создания и появления в печати: принадлежность к определенному идейному течению; позицию автора в литературной и об­щественной борьбе; объединение в группы, школы, участие в журнальной полемике и т.п. Вы должны уметь определить специфику идейного содер­жания и художественной формы произведений изучаемых авторов, уметь охарактеризовать жанровую систему писателя, своеобразие его метода и стиля, принадлежность к литературному направлению. На основе этого складывается понимание общей картины развития литературного процес­са XVIII века.

Практические занятия по курсу истории русской литературы XVIII века являются неотъемлемой частью общего процесса изучения данного предмета. Материал практических занятий не дублирует соответствующие разделы лекционного курса. Его задача провоцировать интерес к иссле­довательской деятельности, активизировать творческий потенциал.

Методическая разработка каждого практического занятия содержит план с перечнем контрольных вопросов и список литературы, включаю­щий произведения художественного, критического, научно-исследовательского характера. Практические занятия достаточно разнооб­разны по жанру. Предполагается обращение к целостному анализу худо­жественного произведения (например, "Оды на взятие Хотина" VI.В. Ло­моносова), уделяется внимание проблеме эволюции творчества (на приме­ре поэзии Г.Р. Державина), проводится сопоставительный анализ произве­дений (повести Н.М. Карамзина "Бедная Лиза" и "Остров Борнгольм"). При выборе последовательности расположения тем принималось во вни­мание становление и развитие литературных направлений в России XVIII века, поскольку одной из главных задач практических занятий является формирование навыков соотнесения конкретных художественных произ­ведений с закономерностями развития литературного процесса в целом.

Произведения, предлагаемые для изучения на практических заняти­ях, представляю! ведущие поэтические, драматические и прозаические жанры русской литературы XVIII века. Среди них сатира, ода, трагедия, комедия, путешествие, сатира, сентиментальная и предромантическая по­вести, "восточная повесть".

Первый этап подготовки к практическому занятию - чтение художе­ственных текстов. Необходимо осмыслить содержание произведения, по­пытаться воссоздать логику художественной мысли автора, соотнести свои впечатления от прочитанного с вопросами плана практического занятия.

Следующий этап предполагает изучение критической и научной ли­тературы. От Вас требуется не только умение правильно составить кон­спект, выделить главное в прочитанной монографии, подготовить план вы­ступления на практическом занятии, но и творчески подойти к решению той или иной научной проблемы, сопоставить точки зрения авторов книг, определить свою позицию в научной полемике. Оформлению собственной позиции способствует коллективное творческое обсуждение темы практи­ческого занятия.

При подготовке к практическим занятиям стоит учесть, что список литературы - это, как правило, минимальный перечень наиболее значительных и важных литературоведческих работ. При возможности нужно использовать и другие исследования, обращаясь к разным источникам.

Электронный каталог научной библиотеки Воронежского государственного университета. - (http//www.lib.vsu.ru/).

Социальные и гуманитарные науки.

Литературоведение:

Библиографическая база данных.

1986-2004 гг. / ИНИОН РАН. - М., 2005. - (CD. ROM).

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4