logo
ирл

Практическое занятие. Тема № 1. Жанр стихотворного сатирического послания в творчестве а.Д. Кантемира. Сатира I. На хулящих учение. К уму своему

1. Виды литературной сатиры. Жанровые формы стихотворной сатиры (сатирическое стихотворное послание, эпиграмма, сатирическая басня, сатирическая эпитафия, пародийные стансово-песенные формы). Место сатиры в системе жанров русского классицизма.

2. Роль сатирического направления в формировании общественного мнения эпохи. Какие факторы определили бурное развитие сатиры в русской литературе XVIII века?

3. Почему сатирами Кантемира принято открывать новый период в развитии национальной литературы? Прокомментировать слова В.Г. Белинского о том, что в сатирах Кантемира литература обнаружила "стремление к жизни действительной". Каковы причины обращения Кантемира к жанру "сатиры"? Постановка проблем общественной и литературной жизни в сатирах Кантемира.

4. Место и значение "Сатиры I" в творческом наследии писателя. Обличение противников науки и последовательное отстаивание политических мероприятий, проведенных в период царствования Петра I. Связь пафоса первой сатиры с современной Кантемиру политической ситуацией в России. Политическая актуальность поднятой Кантемиром проблематики.

5. Композиция "Сатиры I". Какой принцип положен в основу композиционного деления текста? Отметить особенности зачина первой сатиры. Каковы принципы подхода к разработке темы у Кантемира? Как связаны отдельные фрагменты в основной части сатиры? Какова роль кольцевой композиции в раскрытии идейного замысла автора?

6. Объяснить смысл двойного названия сатиры. Почему Кантемир обращается к условному адресату? Определить роль "ума" в произведении.

7. Изобличение порока как композиционное ядро сатиры. Раскрытие порока в облике его носителей. Какой ведущий прием лежит в основе образной системы произведения? Почему одних персонажей автор наделил именами и заставил произносить монологи, а других нет?

8. Композиция образа. Какие основные приемы создания сатирического образа использует Кантемир? Какую идейную и художественную нагрузку несет определенная последовательность изображения героев сатиры?

9. Особенности сатиры А.Д. Кантемира. Дидактическое начало смеха. Публицистическая направленность содержания Кантемировской сатиры. Широкое проникновение просторечной фразеологии, насыщенность фольклорными элементами; использование Кантемиром пословиц и поговорок. Ирония.

10. Место автора в образной структуре произведения. Раскрытие внутреннего мира автора. Роль авторского комментария. Мудрость и трагичность финала сатиры. Тема духовной свободы человека. Просветительский характер идейной позиции Кантемира.

11. Значение творчества Кантемира для последующего развития русской сатиры.

Тексты

Кантемир А.Д. Предисловие к сатирам. Сатиры I*, II, VII / А.Д. Кантемир // Русская литература XVIII века. 1700-1775 : хрестоматия / сост. В.А. Западов. - М, 1979. - С. 59 - 60, 63 - 82.

Основная литература

Серман И.З. Русский классицизм : Поэзия. Драма. Сатира / И.З. Серман. Л., 1973.-С. 173 -187*.

Стенник Ю.В. Русская сатира XVIII века / Ю.В. Стенник. - Л., 1985. С. 54-91.

Дополнительная литература

Белинский В.Г. / Портретная галерея русских писателей. Кантемир В.Г. Белинский//Собр. соч.: в 9 т.- М., 1981.-Т. 7.-С. 282-300*.

Москвичева Г.В. Русский классицизм / Г .В. Москвичева. - М., 1986.-С. 96- 112.

Капаница Л.П. Своеобразие конфликта в сатирах Антиоха Кантемира / Л.Н. Капаница // Вести. Киев. ун-та : Литература. Языкознание. Киев. 1987.-Вып. 29.-С. 35-42.

* - обязательно к практическому

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4