Прокопович как теоретик языка и литературы
В трактатах '"Поэтика" и "Риторика'' Ф. Прокопович дал представление о родах и видах литературного творчества и сформулировал ряд основополагающих положений своей художественно-эстетической концепции. Прокопович отстаивает идею высокого гражданского искусства, воздающего "хвалы великим людям", рассказывающего "о тайнах природы и о наблюдениях над движением небесных светил", наставляющего "и гражданина, и воина, как жить на родине и на чужбине", дающего уроки государственной мудрости самим правителям. Прокопович не оставляет без внимания и вопросы специфики художественного творчества. Его заслугой в области теории искусства является разработка таких эстетических категорий, как подражание и вымысел. Художественный образ в представлении Прокоповича- выражение обобщенного, типического через конкретное, индивидуальное. Но при соблюдении всех рекомендаций автора "Поэтики" почти невозможно наделить действующих лиц чертами своеобразной индивидуальности - побеждает явная тенденция к абстрагированию.
Прокопович дает жанровую классификацию драматургии, резко противопоставляя комедию и трагедию по стилю и содержанию. Он вводит и "третий смешанный род" - трагикомедию, или "трагедокомедию"', в которой '"остроумное и смешное смешивалось с серьезным и грустным и ничтожнейшие действующие лица - с выдающимися''. Этот жанр был отвергнут в русской драматургии эпохи классицизма. Сам же Прокопович написал свое единственное драматическое произведение именно в этом роде.
Вопрос разработки литературного языка был актуален на протяжении всего XV1I1 столетия. Прокопович тоже не остался в стороне от его решения. В ''Поэтике" даны основы учения о трех стилях, более подробно эта проблема освещается в '"Риторике".
Литературно-эстетические взгляды Прокоповича во многом подготовили и эстетику, и практику будущего классицизма,
Yandex.RTB R-A-252273-3- Введение
- Методические указания
- Быт и традиции русского дворянства XVIII века
- Литература первой трети XVIII века. Литература "петровского периода"
- Культурное и социально-бытовое содержание петровских реформ; новые методы и формы идейно-эстетического воздействия на общественное сознание
- Публицистика и журналистика, стихотворство, драматургия и театр петровского времени
- Беллетристика Петровской эпохи
- Феофан Прокопович
- Прокопович как теоретик языка и литературы
- Прокопович как публицист
- Прокопович как поэт-панегирист и лирик
- Трагедокомедия "Владимир"
- Литература второй трети XVIII века. Русский классицизм
- Становление традиции стихотворной сатиры. А.Д. Кантемир
- Жанр стихотворной сатиры и его формы; назначение сатиры и ее влияние на формирование общественного мнения эпохи
- А.Д. Кантемир - сатирик
- Особенности композиции сатир
- Стилистические приемы и язык сатир Кантемира
- Практическое занятие. Тема № 1. Жанр стихотворного сатирического послания в творчестве а.Д. Кантемира. Сатира I. На хулящих учение. К уму своему
- Зарождение русской филологии. В.К. Тредиаковский
- Начало литературной деятельности. Новая в русской литературе концепция любви
- Деятельности по созданию русского литературного языка
- Жанровая система Тредиаковского
- "Тилемахида"
- Реформа русского стихосложения
- М.В. Ломоносов
- Ломоносов как теоретик языка и литературы
- Ода и ее место в системе жанров русского классицизма. Одическое творчество Ломоносова
- Духовные оды Ломоносова
- Практическое занятие. Тема № 2. Одическое творчество м.В. Ломоносова. "Ода на взятие Хотина"
- А.П. Сумароков
- Трагедии Сумарокова
- Жанровый состав творчества Сумарокова
- Практическое занятие. Тема № 3. Русская классицистическая трагедия. Трагедия а.П. Сумарокова "Димитрий Самозванец"
- Литература последней трети XVIII века Журнальная сатира 1769 - 1774 годов. Н.И. Новиков
- Журналы ни. Новикова
- Драматургия 1760-х годов.
- Д.И. Фонвизин. Литературная и общественно-политическая позиция
- Литературное творчество
- Практическое занятие. Тема № 4. "Недоросль" д.И. Фонвизина как социально-политическая комедия
- Русская драматургия 1770 - 1790-х годов
- Поэзия последней трети XVIII века
- Бурлеск. Поэма в.И. Майкова "Елисей, или раздраженный Вакх"
- "Легкая поэзия". Поэма и.Ф. Богдановича "Душенька"
- Поэма м.М. Хераскова "Россияда"
- Г.Р. Державин
- "Екатерининские" оды Державина
- Сатирические оды Державина
- Героические оды и патриотическая лирика Державина
- Философские оды Державина
- Анакреонтические стихи Державина
- Художественное своеобразие творчества Державина. Его новаторство как ноша
- Практическое занятие. Тема № 5. Мир и человек в поэзии г.Р. Державина. Образ автора в поэзии г.Р. Державина
- Русская проза 1760 - 1770-х годов
- А.Н. Радищев
- "Путешествие из Петербурга в Москву " Радищева
- Поэзия Радищева
- Практическое занятие. Тема № 6. А.Н. Радищев."Путешествие из Петербурга в Москву"
- И.А. Крылов
- "Почта духов" Крылова
- Сатирическая проза Крылова
- "Подщипа, или Трумф"
- Русский сентиментализм
- Творчество м.Н. Муравьева
- Н.М. Карамзин
- Повести Карамзина
- Поэзия Карамзина
- "Новый слог" Карамзина
- Практическое занятие. Тема № 7. Повести н.М. Карамзина "Бедная Лиза" и "Остров Борнгольм"
- Поэзия и.И. Дмитриева