logo
ирл

Н.М. Карамзин

Литературная деятельность Карамзина и представителей его школы имеет огромное значение не только в истории русского сентиментализма, но всей русской литературы.

"Письма русского путешественника" - первое значительное произ­ведение Карамзина. Записки о путешествиях были одним из наиболее рас­пространенных жанров сентиментализма. "Письма" Карамзина существен­но отличаются от жанрового типа "Путешествия из Петербурга в Москву" Радищева, целиком построенного на внешнем материале; отличаются они и от "Сентиментального путешествия'" Стерна, в котором материал наблю­дений и описаний поглощен лирикой, самораскрытием психологии героя-автора. Субъективное начало в большой степени свойственно книге Ка­рамзина, но оно не поглощает всего ее материала. В содержании "Писем" следует отметить две особенности: с одной стороны, автор дает множество объективных, научно-образовательных сведений о странах, городах, зна­менитых людях. И вместе с тем он отводит много места передаче чисто субъективных впечатлений и переживаний, чувств и идей, вызванных уви­денным и услышанным. "'Письма" Карамзина называют энциклопедией за­падной жизни и культуры для русского читателя

Много места в переживаниях путешественника занимает "чувство" природы. Впервые в русской литературе пейзаж был дан в неотъемлемой связи с соответствующим душевным настроением автора. Чувство красоты и величия природы иногда переходит у Карамзина в религиозные пережи­вания.

Весь обширный информационный материал объединен в "Письмах" личностью автора - героя книги. Весь объективный материал Карамзин показывает не сам по себе, а как свое личное переживание. Писатель соз­дает новый для русской литературы тип путешественника. Ю.М. Лотман увидел в карамзинском герое совмещение ''в одном лице литературного амплуа чувствительного человека, щеголя и педанта". С точки зрения ис­следователя, 'уже сама несовместимость такого совмещения делает его исполненным значения и кроме того, это дает создаваемому таким спосо­бом образу большую внутреннюю свободу, непредсказуемость его поведе­ния для читателя'' (Лотман Ю.М. Сотворение Карамзина / Ю.М. Лотман. - М.. 1487. - С 24).

И в дальнейшем авторское отношение к изображаемому будет пронизывать все произведения Карамзина. Писатель не считает возмож­ным до конца анализировать, разлагать на составные части чувство и на­строения, которые у него не сопровождают действия героя, а являются главным содержанием произведения, Задача Карамзина - вызвать своим произведением у читателя ответные эмоции, преодолевающие трагизм подлинной действительности, — тихую грусть и умиление. Целый мир эмоций открывала читателю повесть "Бедная Лиза".

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4