logo
ирл

Философские оды Державина

"Ода на смерть князя Мещерского" была первым стихотворением 1779 года, рубежного в творческой судьбе Державина. Она сохранила все внешние формы традиционной оды: была посвящена знатному человеку, написана четырехстопным ямбом, слог ее подчеркивал торжественность дум поэта. Но размышления о смерти утратили свою отвлеченность, свой­ственную другим одам, темой которых также являлись размышления о скоротечности жизни. Жизнь и смерть для Державина - конкретные поня­тия. Своими мыслями поэт делится с конкретным человеком, приятелем Перфильевым; поводом к созданию оды послужило действительное собы­тие, в котором воедино слились быт и бытие. Поэт обновляет традицион­но-аллегорический образ смерти реалистическими, подробностями. Миро­воззрение Державина оптимистично: в заключении он ободряет Друга, призывая его смириться с мыслью о неизбежности смерти, перестать "тер­заться и скорбеть"' об ушедшем друге и наслаждаться радостями жизни. Одним из способов преодоления страшной мысли о смерти становится для Державина религия. Ярким образцом его религиозных стихотворений является прославленная ода "Бог", принесшая своему создателю мировую славу. Восхваление бога превращается у Державина в гимн человеку ве­личием своим он равен богу ("Ты есть - и я уж не ничто!"). В отношении этой идеи ода носила полемический характер к предшествующей русской литературной традиции. До Державина человек должен был говорить с бо­гом, стон на коленях, теперь же поэту открылась относительность и ус­ловность противопоставления человека богу.

Среди од религиозно-философской тематики выделяется и ода "Во­допад'', в сложном содержании которой философские раздумья, политиче­ские идеи и восторженные похвалы переплетаются с живописными карти­нами.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4