3.1. Малый джентльменский набор
Похоже, вам хошь не хошь придется прочитать (если вы, конечно, это еще не сделали):
"Понедельник начинается в субботу" и "Трудно быть богом" братьев Стругацких
"Двенадцать стульев" и "Золотой теленок" Ильфа и Петрова
"Евгений Онегин" Пушкина
"Собачье сердце" и "Мастер и Маргарита" Булгакова
"Алиса в стране чудес" и "Алиса в Зазеркалье" Кэрролла
"Хоббит" и "Властелин колец" Толкиена
Сборники "гариков" Игоря Губермана
"Три мушкетера" и "Граф Монте-Кристо" Дюма
"Дон Кихот" Сервантеса
"Собака Баскервилей" и "Рассказы о Шерлоке Холмсе" Конан Дойла
"Похождения бравого солдата Швейка в первой мировой войне" Гашека.
И много, много другого…
Примеры.
Вопрос (Чемпионат Украины среди студентов. Харьков, 2005):
Советский комментатор романа "Евгений Онегин" Николай Бродский всячески доказывал прогрессивность Онегина. Назовите известного революционного деятеля, уважение к которому проявлял Онегин, по мнению Бродского.
Подсказка. Назовите революционного деятеля, к которому имел некоторое (видимо, довольно опосредованное отношение) Евгений Онегин.
Ответ: Симон Боливар
Комментарий: Ибо Евгений не просто так надевал "широкий боливар", а потому что Боливар был борцом за независимость.
Автор: Евгений Поникаров (Санкт-Петербург)
Вопрос (Чемпионат Украины среди студентов. Харьков, 2005):
Вставьте пропущенные слова в гарик Игоря Губермана:
Я вдруг утратил чувство локтя
с толпой кишащего народа,
и худо мне, как [пАм-пам-пАм-пам]
должно быть худо в [пАм-пам-пАм-пам].
Ответ: Ложке дегтя, бочке меда
Автор: Сергей Николенко (Санкт-Петербург)
Вопрос: (11-й Чемпионат Хайфы, Первая Лига, 2005)
[На столы раздается текст:
1. Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына,
Грозный, который ахеянам тысячи бедствий соделал:
Многие души могучие славных героев низринул
В мрачный Аид и самих распростер их в корысть плотоядным...
2. Против любви никакого нет, Никий, лекарства на свете.
Нет ни в присыпках, ни в мазях, поверь мне, ни малого прока;
В силах помочь Пиэриды одни лишь. Лечение это
Очень легко и приятно, найти же его - труд не из легких".
3. Во всяком другом ремесле и мануфактуре последствия разделения труда подобны описанным в этом весьма маловажном производстве, хотя во многих из них труд не может быть в такой степени разделен и сведен к таким простым операциям".]
Перед вами три отрывка. Первые два - мура, а третий я, пожалуй, прочту: "Во всяком другом ремесле и мануфактуре последствия разделения труда подобны описанным в этом весьма маловажном производстве, хотя во многих из них труд не может быть в такой степени разделен и сведен к таким простым операциям". Назовите автора этих слов.
Ответ: Адам Смит
Комментарий: Бранил Гомера, Феокрита, Зато читал Адама Смита...
Автор: Александр Шапиро (Тель-Авив)
Вопрос (Чемпионат Латвии):
Эти трое жили примерно в одно время. Их фамилии однотипны. Первый, видимо, недолюбливал "Илиаду" и "Одиссею", знал пару строк из Вергилия и предпочитал поэзии "Исследование о природе и причинах богатства народов". Второй увлекался "Критикой чистого разума" и "Всеобщей естественной историей и теорией неба". Третий читал, по его собственным словам, "Шотландских пуритан" Вальтера Скотта. Назовите фамилии всех
троих в правильном порядке.
Ответ: Онегин, Ленский, Печорин
Автор: Серафим Шибанов (Москва)
Вопрос (Олимпийский Кубок ЛУК, 2004):
Одно из средств, предлагавшихся для улучшения настроения, состояло в чтении конкретного литературного произведения. Другое предлагавшееся средство было многократно применено некоей троицей, и, несомненно, улучшило ее настроение, потому что в результате была одержана победа. Таким образом, было подтверждено исходное для местонахождения этой троицы и опровергнуто приобретенное. Назовите это приобретенное.
Ответ: "Беда".
Комментарии: Эти средства – перечесть "Женитьбу Фигаро" и откупорить шампанского бутылку. Второе средство применила команда капитана Врунгеля, подтвердив исходное название яхты "Победа" и опровергнув название "Беда".
Автор: Мишель Матвеев (Санкт-Петербург)
Вопрос ("Каменный цветок" - 2006):
[Ведущему: следовать инструкциям в вопросе.]
Прослушайте отрывок из перевода стихотворного произведения. Пожалуй,
я прочту его по памяти:
[Ведущий, заранее заучив эти строчки, читает по памяти.]
Нимф обиталище здесь. Суда без привязи могут
Тут на покое стоять, якорями в дно не вонзаясь.
[Далее, посмотрев в бумажку.]
Извините, я ошибся. Последнее слово на самом деле не "вонзаясь", а "впиваясь": "якорями в дно не впиваясь". Да, из перевода какого произведения взят этот отрывок?
Подсказка. Ведущий прочитал по памяти две строки, да и то ошибся. Если вам это ни о чем не говорит, читайте классику.
Ответ: "Энеида"
Комментарий: "Да помнил, хоть не без греха, из Энеиды два стиха".
Автор: Евгений Старков (Екатеринбург)
Эти вопросы показывают, что фантазия вопросников зачастую преувеличивается.
- Декомпозиция
- Редукция до очевидного
- Полный перебор
- Поиск сингулярности
- Выбор отдельно стоящей версии
- "Копаем с двух сторон"
- Аббревиатура
- Перевод
- Проверяем отсечки
- Часть 2. Некоторые методы
- Антилогика
- Ключевое слово
- Вопрос 8 (Чемпионат Украины среди студентов, Харьков, 2005):
- Вопрос 8 (Экспериментальный студенческий кубок Европы, Санкт-Петербург, 2005):
- Не совсем то же самое, что ключевое слово в обычном понимании, но близко к нему.
- Вопрос 45:
- Вопрос 75:
- Выход из плоскости
- Вопрос 13: Папы Римские Святой Симплиций и Сильвестр III умерли 10 марта. Папа Римский Климент XI умер 19 марта. Напишите имя понтифика, который скончался 15 марта и был тезкой сына другого понтифика.
- Стандартная ассоциация
- Аллюзия
- Вопрос 13: Герой шуточного произведения, стремясь спрятать драгоценность, оказывается в кондитерской, где покупает несколько... Чего?
- Образное мышление
- Вопрос на школу
- 8.1. Нуль-принцип и универсум-принцип
- 8.2. Ответ в вопросе
- 8.3. Пушкин
- 8.4. Внутренние реалии
- Вопрос 8: (Чемпионат Украины среди студентов. Харьков, 2005)
- 8.5. Конъюнктура
- 8.6. Заезженные связки
- Отвечаем по формулировке
- Часть 3. Специфические вопросы
- Дополнительная подсказка
- 1.1. Черный ящик
- 1.2. Фиктивный автор
- 1.3. Странная фраза
- 1.4. "Играющий" номер
- Вопрос 1: (Молодежный чемпионат Украины. Запорожье, 2007):
- Вопрос 1: (вди. Зима-2007):
- Вопрос 2 (Чемпионат Украины среди студентов, Харьков, 2005):
- Вопрос 8* (Турнир неизвестен):
- Вопрос 8 (Чемпионат Украины среди студентов. Харьков, 2005):
- Вопрос 13 (Синхронный турнир второй лиги чемпионата Украины, второй этап, 2005):
- Вопрос 13 (Молодежный чемпионат Украины, Запорожье, 2007):
- Вопрос 17* (12-й Чемпионат Хайфского клуба, Первая лига, Хайфа, 2006):
- Вопрос 18 (Молодежный чемпионат Украины, Запорожье, 2007):
- Вопрос 50 (II открытый чемпионат Тверской области по интеллектуальным играм, Тверь, 2008):
- Вопрос 75 (Фестиваль Каменный Цветок - 2007):
- Вопрос 90 (Молодежный чемпионат Украины, Запорожье, 2007):
- Вопрос 60 (II открытый чемпионат Тверской области по интеллектуальным играм):
- Вопрос 60 (Первый экспериментальный Кубок Европы по чгк среди студентов, Петродворец, 2005):
- 1.5. Текстовой раздаточный материал
- Вопрос 17 (Первый экспериментальный Кубок Европы по чгк среди студентов, Петродворец, 2005):
- 1.6. Текстовой раздаточный материал, где важен не только текст
- 1.7. Графический раздаточный материал
- 1.8. Блицы и дуплеты
- Логика замены
- Это надо знать
- 3.1. Малый джентльменский набор
- 3.2. Необходимое знание.
- 3.3. Хрестоматийная классика