logo
Metodichka-Vashkulat

Вопрос на школу

Незнание закона не освобождает от ответственности. Зато знание – запросто!

Андрей Кнышев

Как правило, научить человека думать (в том числе, "думать" в достаточно узком смысле, а именно: правильно отвечать на вопросы "Что? Где? Когда?") довольно трудно. Зато довольно несложно "выдрессировать" его так, чтобы он по некоторому (вполне детерминированному) алгоритму давал правильный отклик (ответ) на поставленную специализированную задачу ("вопрос на школу"). Это ненамного труднее, чем научить человека играть в какую-нибудь несложную карточную игру.

"Вопросами на школу" (их также называют "вопросами на технику") называется целый класс вопросов, построенных по нескольким основным принципам. Как правило, на эти вопросы довольно трудно ответить, если этих принципов не знать, и не составляет труда, если эти принципы знать. Некоторые из них апеллируют к достаточно очевидной логике ("Наверняка автор не может требовать от нас чрезмерных знаний. Значит, вся необходимая для вопроса информация нам уже сообщена"), другие, наоборот, требуют знания зачастую весьма специфических реалий "знатоцкой тусовки".

"Вопросы на школу" отличаются тем, что правильный ответ на них зачастую зависит от "дрессировки" (или "самодрессировки") в большей степени, чем от логики, интуиции или знаний. Иными словами, в отличие от остальных вопросов, на эти достаточно эффективно можно "натаскать". Большая часть таких вопросов – нечто вроде пары "пароль-отзыв" на принадлежность к "знатоцкой тусовке".

Ниже рассматриваются основные принципы, на которых строятся "вопросы на школу" и ответы на них.

Это длинная глава разделена на подглавы с целью облегчения чтения.