Вопрос на школу
Незнание закона не освобождает от ответственности. Зато знание – запросто!
Андрей Кнышев
Как правило, научить человека думать (в том числе, "думать" в достаточно узком смысле, а именно: правильно отвечать на вопросы "Что? Где? Когда?") довольно трудно. Зато довольно несложно "выдрессировать" его так, чтобы он по некоторому (вполне детерминированному) алгоритму давал правильный отклик (ответ) на поставленную специализированную задачу ("вопрос на школу"). Это ненамного труднее, чем научить человека играть в какую-нибудь несложную карточную игру.
"Вопросами на школу" (их также называют "вопросами на технику") называется целый класс вопросов, построенных по нескольким основным принципам. Как правило, на эти вопросы довольно трудно ответить, если этих принципов не знать, и не составляет труда, если эти принципы знать. Некоторые из них апеллируют к достаточно очевидной логике ("Наверняка автор не может требовать от нас чрезмерных знаний. Значит, вся необходимая для вопроса информация нам уже сообщена"), другие, наоборот, требуют знания зачастую весьма специфических реалий "знатоцкой тусовки".
"Вопросы на школу" отличаются тем, что правильный ответ на них зачастую зависит от "дрессировки" (или "самодрессировки") в большей степени, чем от логики, интуиции или знаний. Иными словами, в отличие от остальных вопросов, на эти достаточно эффективно можно "натаскать". Большая часть таких вопросов – нечто вроде пары "пароль-отзыв" на принадлежность к "знатоцкой тусовке".
Ниже рассматриваются основные принципы, на которых строятся "вопросы на школу" и ответы на них.
Это длинная глава разделена на подглавы с целью облегчения чтения.
- Декомпозиция
- Редукция до очевидного
- Полный перебор
- Поиск сингулярности
- Выбор отдельно стоящей версии
- "Копаем с двух сторон"
- Аббревиатура
- Перевод
- Проверяем отсечки
- Часть 2. Некоторые методы
- Антилогика
- Ключевое слово
- Вопрос 8 (Чемпионат Украины среди студентов, Харьков, 2005):
- Вопрос 8 (Экспериментальный студенческий кубок Европы, Санкт-Петербург, 2005):
- Не совсем то же самое, что ключевое слово в обычном понимании, но близко к нему.
- Вопрос 45:
- Вопрос 75:
- Выход из плоскости
- Вопрос 13: Папы Римские Святой Симплиций и Сильвестр III умерли 10 марта. Папа Римский Климент XI умер 19 марта. Напишите имя понтифика, который скончался 15 марта и был тезкой сына другого понтифика.
- Стандартная ассоциация
- Аллюзия
- Вопрос 13: Герой шуточного произведения, стремясь спрятать драгоценность, оказывается в кондитерской, где покупает несколько... Чего?
- Образное мышление
- Вопрос на школу
- 8.1. Нуль-принцип и универсум-принцип
- 8.2. Ответ в вопросе
- 8.3. Пушкин
- 8.4. Внутренние реалии
- Вопрос 8: (Чемпионат Украины среди студентов. Харьков, 2005)
- 8.5. Конъюнктура
- 8.6. Заезженные связки
- Отвечаем по формулировке
- Часть 3. Специфические вопросы
- Дополнительная подсказка
- 1.1. Черный ящик
- 1.2. Фиктивный автор
- 1.3. Странная фраза
- 1.4. "Играющий" номер
- Вопрос 1: (Молодежный чемпионат Украины. Запорожье, 2007):
- Вопрос 1: (вди. Зима-2007):
- Вопрос 2 (Чемпионат Украины среди студентов, Харьков, 2005):
- Вопрос 8* (Турнир неизвестен):
- Вопрос 8 (Чемпионат Украины среди студентов. Харьков, 2005):
- Вопрос 13 (Синхронный турнир второй лиги чемпионата Украины, второй этап, 2005):
- Вопрос 13 (Молодежный чемпионат Украины, Запорожье, 2007):
- Вопрос 17* (12-й Чемпионат Хайфского клуба, Первая лига, Хайфа, 2006):
- Вопрос 18 (Молодежный чемпионат Украины, Запорожье, 2007):
- Вопрос 50 (II открытый чемпионат Тверской области по интеллектуальным играм, Тверь, 2008):
- Вопрос 75 (Фестиваль Каменный Цветок - 2007):
- Вопрос 90 (Молодежный чемпионат Украины, Запорожье, 2007):
- Вопрос 60 (II открытый чемпионат Тверской области по интеллектуальным играм):
- Вопрос 60 (Первый экспериментальный Кубок Европы по чгк среди студентов, Петродворец, 2005):
- 1.5. Текстовой раздаточный материал
- Вопрос 17 (Первый экспериментальный Кубок Европы по чгк среди студентов, Петродворец, 2005):
- 1.6. Текстовой раздаточный материал, где важен не только текст
- 1.7. Графический раздаточный материал
- 1.8. Блицы и дуплеты
- Логика замены
- Это надо знать
- 3.1. Малый джентльменский набор
- 3.2. Необходимое знание.
- 3.3. Хрестоматийная классика