Редукция до очевидного
Рассмотрим следующий пример (который, вообще, сложно назвать примером хорошего вопроса, но иллюстрирует описываемый ход)
Согласно данным опроса, проведенного в Германии, каждый пятый немец не знает, где в его городе находится это учреждение, а треть из тех, кто знает, никогда в нем не были. Кстати, для проведения подобного опроса в России прекрасно подошла бы фраза из известного фильма. Воспроизведите эту фразу!
Укоротим вопрос, выкинув из него все то что, по-видимому, напрямую не помогает на него ответить.
Это учреждение есть в городах. Довольно много немцев не знает, где оно находится, из остальных часть в нем не была. В России для опроса, где это, подходит фраза из известного фильма. Назвать фразу.
В вопросе все еще много слов, не несущих полезной информации. Вычеркиваем лишнее еще раз, и вопрос сводится к:
Найти фразу из фильма в виде вопроса "Где находится какое-то учреждение?" или "Как попасть в какое-то учреждение?"
Ну, теперь наверняка догадались даже самые недогадливые:0)
Ответ: "Как пройти в библиотеку?".
При редукции из вопроса вычеркиваются всё, что существенно не помогает на него ответить. Выкидывая цветистые обороты и дополнительную информацию, оставляем только квинтэссенцию вопроса - как правило, вопросную форму (что надо назвать) + некоторое ограничение (по сути, факт вопроса). Обычно вопрос при этом сводится к совершенно банальному или к разрешаемому полным перебором (см.).
Предпосылки:
много ничего не говорящих фактов, особенно это касается данных статистики, которые обычно сводятся к "много/мало";
много слов явно для украшения.
Например, стоит оперативно прикинуть:
какая информация в вопросе явно излишня;
что можно безнаказанно выкинуть;
имеет ли значение, принадлежит ли, например, цитата в вопросе именно Грибоедову, или речь просто о том, что сказал покойник.
Недостатки метода:
можно с легкостью выплеснуть ребенка вместе с водой: выкинутое слово может оказаться ключевым, а упрощение и синонимия – исказить смысл;
после редукции от вопроса может не остаться ничего.
Итого, проводить ли редукцию, и в какой момент остановиться - вопрос в основном опыта капитана команды. Общее правило таково – чем больше в вопросе слов, тем меньше вероятность, что выкинутое окажется критичным.
Примеры.
Вопрос (Первая лига ЛУК, Предварительный этап, Харьков, 2003):
Прослушайте фрагмент интервью с наверняка известным вам человеком: "Почему (пропущено первое слово)? Животное для России какое-то странное. Ну, значит, и имя у него будет не самое распространенное - (пропущено второе слово), а не, скажем, Василий или Анатолий". Восстановите оба пропущенных слова.
Редукция: У какого необычного для России известного животного было мужское имя?
Ответ: "...крокодил...", "...Геннадий..."
Комментарий: упомянутый человек - Э. Успенский
Автор: Юрий Вашкулат (Киев)
Вопрос (Чемпионат России среди школьников, 2004):
В детстве этому человеку подарили свинцовую фигурку трицератопса. "Меня поразило то, каким он был, и что таких животных больше нет, мы никогда не сможем их увидеть" - вспоминает он. Назовите этого человека.
Редукция: Какой известный человек связан с динозаврами?
Ответ: Стивен Спилберг.
Комментарий: режиссер фильма "Парк Юрского периода"
Автор: Юрий Вашкулат (Киев)
Вопрос (Гала-турнир летних лагерей в Саранске (Россия) и Хоббахе (Германия), 2005):
Йохан Хёйзинга утверждает, что эта сфера деятельности появилась первоначально в Генуе и Антверпене в форме битья об заклад относительно жизни и смерти, сухопутных и морских путешествий, рождения на свет мальчика или девочки, завоевания земель и городов. Именем одного из тружеников в этой сфере в Москве назван небольшой музей, экспонаты для которого предоставлены в основном милицейскими архивами. Кто этот труженик?
Редукция: Назовите криминального страхового агента.
Ответ: Юрий Деточкин.
Автор: Дмитрий Соловьев (Саранск)
Вопрос (10-й чемпионат США, Лос-Анджелес, 2005):
В Америке провели обследование людей, периодически привлекаемых для выполнения определенных обязанностей. Выяснилось, что средний вес такого человека - 102 кг, средний возраст - 57 лет, примерно две трети из них имеют высшее или незаконченное высшее образование, средний стаж привлечения к этой работе - 8,5 лет, и, что самое интересное, 95% их - обладатели натуральной... Чего?
Редукция: Довольно толстые пожилые дядьки за 50 в Америке выполняют сезонную работу и у них ОНА – натуральная. Назовите ЕЕ.
Ответ: Бороды
Комментарий: Это исполнители роли Санта-Клауса.
Автор: Анатолий Белкин (Москва)
Вопрос (II Олимпийский Кубок ЛУК, Харьков, 2004):
Про персонажей японских мультфильмов Sailor Moon известно очень многое. На сайте smproject.h1.ru имеются досье на них. В досье указаны имя, возраст, день рождения, знак зодиака, рост и несколько других характеристик. Одна из этих характеристик персонажа Ами Мицуно обозначается буквой "A". Где располагалась эта характеристика у героя известной песни?
Редукция: Какую характеристику человека можно обозначить буквой "А"?
Ответ: На рукаве.
Комментарий: Группа крови.
Автор: Мишель Матвеев (Санкт-Петербург)
Просто добавь воды
Этот прием в некотором роде противоположен предыдущему. Что это? Действуем следующим образом: нам попадает вопрос, в котором чего-то "не хватает". Добавим это – и он сразу станет очевидным.
Предпосылки:
короткий вопрос без явных ключевых слов;
ощущение нехватки ключевого слова;
возможность синонимии.
Недостатки метода:
вы рискуете уподобиться игроку в компьютерные квесты, который пытается сложить вместе любые два предмета, которые находит. В отличие от него, вы сильно ограничены во времени;
после добавления вы можете получить вопрос, который не имеет ничего общего с первоначальным.
Пример вопроса.
Вопрос (Фестиваль Каменный Цветок - 2007):
Виктор Суворов в "Аквариуме" пишет, что вырабатывал немигающий, давящий, вербующий взгляд разведчика, действуя таким образом. А кому в середине 1960-х годов был дан совет действовать подобным образом?
Подсказка. Как можно вырабатывать взгляд? Смотреть, не мигая? Играть в гляделки? С кем? Мало как-то, не находите? А давайте поищем слово, которое совмещает "действовать" и "вырабатывать". Подходит слово "тренироваться". Что ж, тогда становится ясно, на ком.
Ответ: Трусу.
Зачет: Вицину.
Комментарий: На разных кошках тренировался, для чего специально ходил в зоопарк.
Автор: Юрий Вашкулат (Киев)
Вопрос (Молодежный чемпионат Украины, Харьков, 2010):
Известный американский писатель одиниз своих романов посвятил семейству Борджиа. Каким коротким словом в его заглавии назван папа Александр VI?
Подсказка. Тут, в общем-то, надо догадаться, что это мог быть за писатель. Американский писатель вряд ли обратился бы в своем творчестве к теме семейства римского папы – скорее всего, он сам был итальянцем. Итало-американский писатель просто обязан был бы писать про мафию. (ПЕРЕБОР КАК ЭТАП РАСКРУТКА ВОПРОСА ,НО ПЕРЕБОР НЕ «СЛЕПОЙ» А ОСНОВАНЫЙ НА ИНФОРМАЦИИ В ВОПРОСЕ)
Ответ: Дон.
Комментарий: Роман Марио Пьюзо о клане Борджиа называется "Первый дон". Уместно провести аналогию между Александром VI и Вито Корлеоне, а также Майклом Корлеоне и сыном Александра VI — Чезаре Борджиа.
Автор: Юрий Вашкулат (Киев)
- Декомпозиция
- Редукция до очевидного
- Полный перебор
- Поиск сингулярности
- Выбор отдельно стоящей версии
- "Копаем с двух сторон"
- Аббревиатура
- Перевод
- Проверяем отсечки
- Часть 2. Некоторые методы
- Антилогика
- Ключевое слово
- Вопрос 8 (Чемпионат Украины среди студентов, Харьков, 2005):
- Вопрос 8 (Экспериментальный студенческий кубок Европы, Санкт-Петербург, 2005):
- Не совсем то же самое, что ключевое слово в обычном понимании, но близко к нему.
- Вопрос 45:
- Вопрос 75:
- Выход из плоскости
- Вопрос 13: Папы Римские Святой Симплиций и Сильвестр III умерли 10 марта. Папа Римский Климент XI умер 19 марта. Напишите имя понтифика, который скончался 15 марта и был тезкой сына другого понтифика.
- Стандартная ассоциация
- Аллюзия
- Вопрос 13: Герой шуточного произведения, стремясь спрятать драгоценность, оказывается в кондитерской, где покупает несколько... Чего?
- Образное мышление
- Вопрос на школу
- 8.1. Нуль-принцип и универсум-принцип
- 8.2. Ответ в вопросе
- 8.3. Пушкин
- 8.4. Внутренние реалии
- Вопрос 8: (Чемпионат Украины среди студентов. Харьков, 2005)
- 8.5. Конъюнктура
- 8.6. Заезженные связки
- Отвечаем по формулировке
- Часть 3. Специфические вопросы
- Дополнительная подсказка
- 1.1. Черный ящик
- 1.2. Фиктивный автор
- 1.3. Странная фраза
- 1.4. "Играющий" номер
- Вопрос 1: (Молодежный чемпионат Украины. Запорожье, 2007):
- Вопрос 1: (вди. Зима-2007):
- Вопрос 2 (Чемпионат Украины среди студентов, Харьков, 2005):
- Вопрос 8* (Турнир неизвестен):
- Вопрос 8 (Чемпионат Украины среди студентов. Харьков, 2005):
- Вопрос 13 (Синхронный турнир второй лиги чемпионата Украины, второй этап, 2005):
- Вопрос 13 (Молодежный чемпионат Украины, Запорожье, 2007):
- Вопрос 17* (12-й Чемпионат Хайфского клуба, Первая лига, Хайфа, 2006):
- Вопрос 18 (Молодежный чемпионат Украины, Запорожье, 2007):
- Вопрос 50 (II открытый чемпионат Тверской области по интеллектуальным играм, Тверь, 2008):
- Вопрос 75 (Фестиваль Каменный Цветок - 2007):
- Вопрос 90 (Молодежный чемпионат Украины, Запорожье, 2007):
- Вопрос 60 (II открытый чемпионат Тверской области по интеллектуальным играм):
- Вопрос 60 (Первый экспериментальный Кубок Европы по чгк среди студентов, Петродворец, 2005):
- 1.5. Текстовой раздаточный материал
- Вопрос 17 (Первый экспериментальный Кубок Европы по чгк среди студентов, Петродворец, 2005):
- 1.6. Текстовой раздаточный материал, где важен не только текст
- 1.7. Графический раздаточный материал
- 1.8. Блицы и дуплеты
- Логика замены
- Это надо знать
- 3.1. Малый джентльменский набор
- 3.2. Необходимое знание.
- 3.3. Хрестоматийная классика