Вопрос 17 (Первый экспериментальный Кубок Европы по чгк среди студентов, Петродворец, 2005):
[Командам раздаются карточки со следующим списком: "Золото; бабье лето; пальто; вИски; плед; аллеи; свадьбы; Вивальди; светский сезон; дождь; красный день календаря; Пушкин; чтение; грибы; яблочный пирог; хризантемы; изобилие"].
Заменив последнее слово в названии культового произведения, напишите название материала в "Женском журнале", объединившего перечисленные элементы списка.
Подсказка. Этот вопрос можно поместить сразу в несколько разделов этой методички. Из этой главы вы знаете, что раздаваемый текст содержит подсказку. Но здесь она не слишком бросается в глаза. Сначала подумаем, какую общую ассоциацию вызывают приведенные понятия? Почему среди них есть довольно очевидные, а есть довольно надуманные? Может, их добавили для общего числа? А если обратить внимание на номер вопроса (если вы еще не успели это сделать)…
Ответ: "17 мгновений осени"
Автор: Ольга Неумывакина (Харьков)
Вопрос (Молодежный чемпионат Украины, Харьков, 2010):
Раздаточный материал:
Я побежала к ротмистру просить, чтоб приказал оставить в покое тело моего Алкида <...>. "Как! бедный Алкид твой умер? — спросил ротмистр с участием, <...> — Жаль! жаль!.. ты так любил его!
Перед вами цитата из воспоминаний. Напишите фамилию автора этих воспоминаний.
Подсказка. Вопрос на внимательность.
Ответ: Дурова
Зачёт: С недоумением: Соколов, Азарова
Комментарий: Автор пишет от женского лица, а ротмистр принимает ее за мужчину. Алкид — имя лошади кавалерист-девицы Дуровой.
Автор: Николай Лёгенький (Минск)
Итак, краткий итог этой главы звучит так:
Если вы получили раздаточный материал с текстом – подумайте, зачем вы его получили!
Остается только привести в завершение вот такой вот случай:
Вопрос (Молодежный чемпионат Украины, Запорожье, 2007):
[Раздаточный материал: "Почти весь труд Аполлония Пергского посвящен ЕЙ"].
"Почти весь труд Аполлония Пергского посвящен ЕЙ". Разумеется, то, что вы сейчас услышали – ОНА. Назовите ЕЁ.
Очевидно, что слово ОНА имеет два значения: первый обыгрывается в приведенной фразе, второй – эту фразу характеризует.
Какие ответы напрашиваются? Прежде всего, ответ "цитата". Но сомнительно, что Аполлоний весь труд посвятил цитате. Да и никто не говорил, что вы услышали и получили именно цитату. Прямая речь и прямая в геометрии? Не ложится, но кое-что рациональное тут есть: становится понятно, о чем мог бы писать Аполлоний Пергский. Судя по имени, это древний грек, раз писал – очевидно, философ, а древнегреческие философы занимались всем понемногу, а прежде всего – математикой. Остается найти "двусмысленное" слово…
Ответ: Гипербола
Комментарий: Речь идет о труде Аполлония Пергского "Конические сечения". Коническими сечениями являются эллипс, парабола и гипербола. Мы употребили такой литературный прием, как гипербола.
Автор: Иван Семушин (Москва)
Если вы прочитали эту главу внимательно, то сразу, получив раздатку "Почти весь труд Аполлония Пергского посвящен ЕЙ" должны были задуматься: а зачем она тут, собственно нужна?
Ведущий Чемпионата Украины среди молодежи – 2007 в городе Запорожье Владислав Карнацевич, прочитав вопрос и сказав "время", повернулся к автору этих строк и задал ему, автору, по совместительству одному из редакторов пакета, тот же вопрос: "А зачем"?
Дело в том, ответил автор, что вопрос нами неоднократно редактировался. В одной из редакций в нем осталась только "раздатка". А потом мы ушли от этой редакции, так что раздатка, в общем-то, тут вовсе и не к чему.
Дальше следует то, что отличает хорошего ведущего от просто ведущего. Владислав начинает комментарий к вопросу со слов:
- Вы могли бы подумать – "А зачем этому вопросу раздатка?", - и будете правы – совершенно незачем. В этом и есть своеобразная подсказка: раздатка к этому вопросу – это УЖЕ преувеличение. Правильный ответ – гипербола!
- Декомпозиция
- Редукция до очевидного
- Полный перебор
- Поиск сингулярности
- Выбор отдельно стоящей версии
- "Копаем с двух сторон"
- Аббревиатура
- Перевод
- Проверяем отсечки
- Часть 2. Некоторые методы
- Антилогика
- Ключевое слово
- Вопрос 8 (Чемпионат Украины среди студентов, Харьков, 2005):
- Вопрос 8 (Экспериментальный студенческий кубок Европы, Санкт-Петербург, 2005):
- Не совсем то же самое, что ключевое слово в обычном понимании, но близко к нему.
- Вопрос 45:
- Вопрос 75:
- Выход из плоскости
- Вопрос 13: Папы Римские Святой Симплиций и Сильвестр III умерли 10 марта. Папа Римский Климент XI умер 19 марта. Напишите имя понтифика, который скончался 15 марта и был тезкой сына другого понтифика.
- Стандартная ассоциация
- Аллюзия
- Вопрос 13: Герой шуточного произведения, стремясь спрятать драгоценность, оказывается в кондитерской, где покупает несколько... Чего?
- Образное мышление
- Вопрос на школу
- 8.1. Нуль-принцип и универсум-принцип
- 8.2. Ответ в вопросе
- 8.3. Пушкин
- 8.4. Внутренние реалии
- Вопрос 8: (Чемпионат Украины среди студентов. Харьков, 2005)
- 8.5. Конъюнктура
- 8.6. Заезженные связки
- Отвечаем по формулировке
- Часть 3. Специфические вопросы
- Дополнительная подсказка
- 1.1. Черный ящик
- 1.2. Фиктивный автор
- 1.3. Странная фраза
- 1.4. "Играющий" номер
- Вопрос 1: (Молодежный чемпионат Украины. Запорожье, 2007):
- Вопрос 1: (вди. Зима-2007):
- Вопрос 2 (Чемпионат Украины среди студентов, Харьков, 2005):
- Вопрос 8* (Турнир неизвестен):
- Вопрос 8 (Чемпионат Украины среди студентов. Харьков, 2005):
- Вопрос 13 (Синхронный турнир второй лиги чемпионата Украины, второй этап, 2005):
- Вопрос 13 (Молодежный чемпионат Украины, Запорожье, 2007):
- Вопрос 17* (12-й Чемпионат Хайфского клуба, Первая лига, Хайфа, 2006):
- Вопрос 18 (Молодежный чемпионат Украины, Запорожье, 2007):
- Вопрос 50 (II открытый чемпионат Тверской области по интеллектуальным играм, Тверь, 2008):
- Вопрос 75 (Фестиваль Каменный Цветок - 2007):
- Вопрос 90 (Молодежный чемпионат Украины, Запорожье, 2007):
- Вопрос 60 (II открытый чемпионат Тверской области по интеллектуальным играм):
- Вопрос 60 (Первый экспериментальный Кубок Европы по чгк среди студентов, Петродворец, 2005):
- 1.5. Текстовой раздаточный материал
- Вопрос 17 (Первый экспериментальный Кубок Европы по чгк среди студентов, Петродворец, 2005):
- 1.6. Текстовой раздаточный материал, где важен не только текст
- 1.7. Графический раздаточный материал
- 1.8. Блицы и дуплеты
- Логика замены
- Это надо знать
- 3.1. Малый джентльменский набор
- 3.2. Необходимое знание.
- 3.3. Хрестоматийная классика