Контрольные вопросы и задания
Освойте самостоятельно информацию о строении речевого аппарата и функционировании отдельных его частей.
По каким признакам органы речи делятся на активные и пассивные? Перечислите те и другие.
Назовите один из мировых языков, в котором имеются носовые гласные.
Чем различаются аффрикаты и чистые смычные?
Какие условия в потоке речи способствуют появлению лабиализованных согласных? Палатализованных? Назализованных?
Опишите артикуляцию согласных из слов: цифра, счеты, почта.
Почему структуру слога в слоговых языках определить проще, чем в языках фонемного строя?
Что такое фонетическая целостность слова и какими средствами она создается?
Приведите примеры слов, различающихся одной фонемой.
Дайте определение гиперфонемы.
Приведите примеры внутрифонемных чередований звуков.
Чем отличаются фонетически-позиционные чередования звуков от фонетически-непозиционных?
Приведите примеры слов, характеризующихся главным и побочным ударением.
Что такое подвижное и неподвижное ударение? Фиксированное и нефиксированное?
Перечислите основные фонетические средства интонации.
Что такое мелодика речи?
В чем отличие фонематической транскрипции от фонетической?
Дайте определение графики и орфографии.
Назовите основные принципы орфографии и приведите примеры на каждый из них.
Опишите устройство гортани и работу голосовых связок при произношении звонких и глухих согласных звуков.
Что такое артикуляционная база языка?
Чем отличаются палатализованные согласные от палатальных?
Объясните термин «широкий гласный», «узкий гласный».
Какова роль небной занавески при произнесении звуков?
Какие звуки – гласные, звонкие согласные, глухие согласные произносятся с большей силой выдоха, какие – с меньшей? Чем объясняется эта разница?
По традиции изменения звуков подразделяются на комбинаторные и позиционные. Можно ли признать корректным такое подразделение? Если нет, то почему?
Чем отличается аккомодация звуков от ассимиляции?
Каковы причины редукции? Могут ли редуцироваться согласные звуки?
Обычно чередования звуков подразделяют на фонетически- позиционные («живые») и грамматически-позиционные (традиционные). Отвечают ли одному из этих требований чередования согласных в примерах типа рука-ручной, нога-ножной? Почему?
Почему в отдельном звуке нельзя назвать функционально значимые признаки, если неизвестно, в каком языке они используются? Ответ аргументируйте, приведите примеры.
Дайте определение фонемы. Как соотносятся между собой понятия «звук» и «фонема»?
От чего зависит выбор аллофонов в речи? Покажите это на примерах двух аллофонов одной фонемы.
Каким образом можно установить, к одной или к разным фонемам принадлежат те или иные звуки? Приведите примеры.
Что такое коррелятивная пара фонем?
Какие выводы следует из того, что существует два типа нейтрализаций – разрешимых и неразрешимых?
Чем отличаются между собой фонемика и просодика, с одной стороны, и что между ними общего – с другой?
В чем сущность фонологического аспекта в фонетике? Рассуждение подкрепите примерами.
Почему кроме фонетической нужна и фонематическая транскрипция? Что нужно сделать, чтобы перевести фонетическую запись в фонематическую?
Какими преимуществами перед артикуляционной классификацией обладает акустическая классификация?
Почему в фонематической транскрипции словоформы расскажут нужно записать РОЗс/зКАЖУт/д ?
Приведите пример словоформы, в которой фонема <j> представлена нулевым звуком.
Чем была вызвана необходимость введения в лингвистику понятия морфа при наличии понятия морфемы?
Подлежат ли вйдению словообразовательного анализа слова со связанными корнями? Ответ аргументируйте.
Чем отличаются флексийные аффиксы от нефлексийных в сфере формообразования? Насколько удачным вам представляется термин «нефлексийное формообразование»? Почему?
Чем отличается морфемный анализ от словообразовательного?
Как вы относитесь к целесообразности проведения морфемного анализа со словообразовательных позиций?
Проведите глубинный словообразовательный анализ дериватов обострйние и раздвуенность.
Раскройте содержание понятия производности (мотивированности). Каким требованиям должно удовлетворять производное слово?
Пользуясь «Кратким этимологическим словарем русского языка», составленным Н.М. Шанским, В.В. Ивановым, Т.В. Шанской, выясните происхождение и первоначальное значение слов задуринка, задръпанный и дороговъзна на основе словообразовательных связей этих слов.
Что такое производящая база и какими разновидностями она представлена?
Чем различаются между собой по конечным результатам процессы опрущения и переразложения?
Для чего нужен (и нужен ли в принципе) глубинный словообразовательный анализ? Приведите конкретные примеры в пользу занимаемой позиции.
Что такое словообразовательное гнездо, каковы составляющие его комплексные единицы и почему словообразовательное гнездо нужно признать основной комплексной единицей системы словообразования?
Что такое степень производности? Приведите примеры слов, характеризующихся 3-й и 4-й степенями производности.
Почему одни составляющие структуры слова называются конечными составляющими, а другие – непосредственно составляющими?
Лексикология, ее предмет и разделы. Почему в лексикологию особым разделом включается фразеология?
Почему слово называют основной единицей языка?
Какая функция является основной для слова? Все ли слова обладают этой функцией?
Почему Ш.Балли отказывался от определения слова?
В чем заключается разница между лексическим и грамматическим значением?
Сигнификативный, денотативный и коннотативный аспекты лексического значения.
Почему нельзя поставить знака равенства между понятием и лексическим значением?
В чем проявляется внутренняя форма слова?
В чем проявляется системность лексики?
Интегральные и дифференциальные семы.
В чем заключается проблема тождества слова?
Синонимы, виды синонимов.
Антонимы, виды антонимов.
Многозначное слово, его структура.
Типы переносов названий (метафора, метонимия, синекдоха).
Омонимы, их виды.
В чем сходство и различие между фразеологизмом и свободными сочетаниями, фразеологизмом и словом?
Типы фразеологизмов.
Как появляются омонимы?
Что понимается под термином «грамматика»? Какие разделы выделяются в грамматике?
В чем разница между словом – лексической единицей и словом – грамматической единицей?
Что такое грамматическая категория? Типы грамматических категорий.
Парадигма слова. Полная и частная, полная и неполная парадигмы.
Части речи. Основы для их выделения.
Члены предложения и части речи.
Предложение, слово, словосочетание.
Понятие предикативности.
Что такое актуальное членение предложения?
- Институт интеграции
- З 4602000000-98 ббк 81
- Сапожникова и.А., 1998
- Предисловие
- Глава 1. Языкознание – наука о языке Понятийно-терминологический аппарат:
- § 1. Возникновение языкознания
- § 2. Основные проблемы общего языкознания и курс «Введение в языкознание»
- § 3. О наименовании частнолингвистических дисциплин
- Глава 2. Природа, сущность и функции языка
- § 4. Критика биологической концепции языка
- § 5. Язык как общественное явление
- § 6. Функции языка
- § 7. Язык и мышление
- § 8 Язык и речь
- Глава 3. Внутреннее устройство языка
- § 9. Знаковая природа языка
- § 10. Членение систем языка на подсистемы и понятие
- § 11. О понятиях системы и структуры языка
- Глава 4. Фонетика и фонология
- § 12. Предмет фонетики, ее место среди лингвистических дисциплин,
- § 13. Три аспекта звуков речи и членение фонетики
- § 14. Основные различия между гласными и согласными звуками
- § 15. Артикуляционная классификация согласных
- § 16. Артикуляционная классификация гласных
- § 17. Фонетическая транскрипция
- § 18 Фонетические процессы (явления)
- § 19. Сущность фонологического аспекта в фонетике
- § 20. Правила выделения фонем
- § 21. Фонематическая транскрипция
- § 22. Сегментные и суперсегментные единицы языка
- § 23. Слог и слогоделение
- § 24. Речевой такт, ударение
- § 25. Фраза и интонация
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Глава 5. Лексикология
- § Лексикология, ее предмет и разделы
- § 27. Слово как единица языка. Отличие слова от морфемы, словосочетания и предложения
- § 28. Проблема тождества слова.
- § 29. Лексическое значение слова.
- § 30. Лексическое значение и понятие
- § 31. Внутренняя форма слова
- § 32. Этимология, народная этимология
- § 33. Проблема системности в лексике
- § 34. Синонимы
- § 35. Антонимы
- § 36. Полисемия
- § 37. Омонимы
- § 38. Фразеология
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Глава 6. Вопросы морфемики и словообразования
- § 39. Вводные замечания
- § 40. Понятие морфа и морфемы. Типология морфем
- Типология морфем
- § 41. Морфемика и дериватология: точки соприкосновения и размежевания
- § 42. Два вида анализа структуры слова – морфемный и словообразовательный, их целевые установки и процедуры
- § 43. Способы словообразования
- § 44. Диахронический аспект словообразования: процессы опрущения, переразложения и усложнения основ
- Основная литература:
- Глава 7. Грамматика
- § 45. Грамматический строй языка, его единицы
- § 46. Грамматическая форма. Грамматическое значение и способы его выражения
- § 47 Грамматическая категория
- § 48. Части речи и члены предложения
- § 49. Словосочетание и предложение
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Контрольные вопросы и задания
- Модуль 3. Происхождение языка,
- § 51. Процессы дивергенции и конвергенции
- § 52. Закономерности образования и развития языков в донациональную эпоху
- § 53. Закономерности развития языков в национальную эпоху
- Основная литература
- § 55. Морфологическая классификация языков
- § 56. Языки корневого типа (аморфные или изолирующие языки)
- § 57. Агглютинативные языки
- § 58. Флективные языки
- § 59. Полисинтетические языки
- Основная литература
- § 61. Сущность сравнительно-исторического метода
- § 62. Формирование сравнительно – исторического языкознания
- § 63. Важнейшие семьи языков: языки индоевропейские, тюркские
- Основная литература
- § 65. Основные вехи в историческом развитии письма: пиктография, идеография, фонография
- § 66. Алфавит, графика и орфография
- § 67. Транскрипция и транслитерация
- Основная литература
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 11. Материал этой главы в интересной и доступной форме излагается в работах в.А. Истриной «Развитие письма» (м., 1961), ч. Лоукотки «От рисунка до азбуки» (Ростов-на-Дону, 1957).
- Цитированная и отсылочная литература
- Оглавление