Оглавление
стр.
ПРЕДИСЛОВИЕ | 3 |
Глава 1. ЯЗЫКОЗНАНИЕ – НАУКА О ЯЗЫКЕ | 7 |
Понятийно – терминологический аппарат | 7 |
§ 1. Возникновение языкознания | 7 |
§ 2. Основные проблемы общего языкознания и курс «Введение в языкознание» |
11 |
§ 3. О наименовании частнолингвистических дисциплин | 19 |
Выводы | 19 |
Основная и дополнительная литература | 21 |
Контрольные вопросы и задания | 22 |
МОДУЛЬ 1. ПРИРОДА, СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ И ВНУТРЕННЕЕ УСТРОЙСТВО ЯЗЫКА |
24 |
Глава 2. ПРИРОДА, СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ЯЗЫКА | 24 |
Понятийно – терминологический аппарат | 24 |
§ 4. Критика биологической концепции языка | 24 |
§ 5. Язык как общественное явление | 26 |
§ 6. Функции языка | 28 |
§ 7. Язык и мышление | 30 |
§ 8. Язык и речь | 32 |
Выводы | 35 |
Основная и дополнительная литература | 35 |
Глава 3. ВНУТРЕННЕЕ УСТРОЙСТВО ЯЗЫКА | 37 |
Понятийно – терминологический аппарат | 37 |
§ 9. Знаковая природа языка | 37 |
§10. Членение языка на подсистемы и понятие структурно – функциональной единицы |
41 |
§11. О понятиях системы и структуры языка и типах отношений языковых единиц |
45 |
Выводы | 49 |
Основная и дополнительная литература | 51 |
Контрольные вопросы и задания | 51 |
МОДУЛЬ 2. ЯЗЫКОВАЯ СИСТЕМА | 53 |
Глава 4. ФОНЕТИКА И ФОНОЛОГИЯ | 53 |
Понятийно – терминологический аппарат | 53 |
§12. Предмет фонетики, ее место среди лингвистических дисциплин, теоретическое практическое значение |
54 |
§13. Три аспекта звуков речи и членение фонетики на собственно фонетику и фонологию |
57 |
§14. Основные различия между гласными и согласными звуками | 58 |
§15. Артикуляционная классификация согласных | 58 |
§16. Артикуляционная классификация гласных | 64 |
§17. Фонетическая транскрипция | 65 |
§18. Фонетические процессы (явления) | 68 |
§19. Сущность фонологического аспекта в фонетике и понятие фонемы |
71 |
§20. Правила выделения фонем | 74 |
§21. Фонетическая транскрипция | 75 |
§22. Сегментные и суперсегментные единицы языка (общая характеристика) |
76 |
§23. Слог и слогоделение | 78 |
§24. Речевой такт и ударение | 80 |
§25. Фраза и интонация | 82 |
Выводы | 84 |
Основная и дополнительная литература | 86 |
Глава 5. ЛЕКСИКОЛОГИЯ | 87 |
Понятийно – терминологический аппарат | 87 |
§26. Лексикология, ее предмет и разделы | 87 |
§27. Слово как единица языка. Отличие слова от морфы, словосочетания, предложения |
89 |
§28. Проблема тождества слова. Понятие лексемы | 92 |
§29. Лексическое значение слова. Сигнифиативный, денотативный, коннотативный аспекты |
93 |
§30. Лексическое значение и понятие | 95 |
§31. Внутренняя форма слова | 97 |
§32. Этимология. Народная этимология | 99 |
§33. Проблема системности в лексике | 100 |
§34. Синонимы | 102 |
§35. Антонимы | 103 |
§36. Полисемия | 105 |
§37. Омонимы | 108 |
§38. Фразеология | 110 |
Выводы | 112 |
Основная и дополнительная литература | 113 |
Глава 6. ВОПРОСЫ МОРФЕМИКИ И СЛОВООБРАЗОВАНИЯ | 114 |
Понятийно – терминологический аппарат | 114 |
§39. Вводные замечания | 114 |
§40. Понятие морфа и морфемы. Типология морфем | 116 |
§41. Морфемика и дериватология: точки соприкосновения и размежевания |
120 |
§42. Два вида анализа структуры слова – морфемный и словообразовательный, их целевые установки и процедуры |
122 |
§43. Способы словообразования | 127 |
§44. Диахронический аспект словообразования: процессы опрощения, переразложения и усложнения основ |
127 |
Выводы | 130 |
Основная и дополнительная литература | 132 |
Глава 7. ГРАММАТИКА | 133 |
Понятийно – терминологический аппарат | 133 |
§45. Грамматический строй языка, его единицы | 133 |
§46. Грамматическая форма. Грамматическое значение и способы его выражения |
134 |
§47. Грамматическая категория | 138 |
§48. Части речи и члены предложения | 139 |
§49. Словосочетание и предложение | 144 |
Выводы | 149 |
Основная и дополнительная литература | 150 |
Контрольные вопросы и задания | 151 |
МОДУЛЬ 3. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЯЗЫКА, ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ЯЗЫКОВ |
156 |
Глава 8. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЯЗЫКА И ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВ |
156 |
Понятийно – терминологический аппарат | 156 |
§50. Теории происхождения языка | 156 |
§51. Процессы дивергенции и конвергенции | 160 |
§52. Закономерности образования и развития языков в донациональную эпоху |
162 |
§53. Закономерности развития языков в национальную эпоху | 165 |
Выводы | 166 |
Основная и дополнительная литература | 167 |
Глава 9. ТИПОЛОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ЯЗЫКОВ | 168 |
Понятийно – терминологический аппарат | 168 |
§54. Понятие структурного сходства | 168 |
§55. Морфологическая классификация языков | 170 |
§56. Языки корневого типа (аморфные или изолирующие) | 170 |
§57. Агглютинативные языки | 172 |
§58. Флективные языки | 173 |
§59. Полисинтетические языки | 175 |
Выводы | 177 |
Основная и дополнительная литература | 178 |
Глава 10. ГЕНЕАЛОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ЯЗЫКОВ | 179 |
Понятийно – терминологический аппарат | 179 |
§60. Понятие языкового родства | 179 |
§61. Сущность сравнительно – исторического метода | 181 |
§62. Формирование сравнительно – исторического языкознания | 183 |
§63. Важнейшие семьи языков: индоевропейские, тюркские | 184 |
Выводы | 186 |
Основная и дополнительная литература | 187 |
Глава 11. ПИСЬМО | 189 |
Понятийно – терминологический аппарат | 189 |
§64. Общее понятие о письме и предпосылки возникновения письма | 189 |
§65. Основные вехи в историческом развитии письма: пиктография, идеография, фонография |
190 |
§66. Алфавит, графика, орфография | 193 |
§67. Транскрипция и транслитерация | 195 |
Выводы | 195 |
Основная и дополнительная литература | 196 |
Контрольные вопросы и задания | 196 |
Методические рекомендации | 198 |
Цитированная и отсылочная литература | 210 |
Г.С. Зенков, И.А. Сапожникова Введение в языкознание
Зенков Г.С.
Сапожникова И.А.
ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИЕ
Серия «ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ.
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ»
Под общей редакцией профессора В.И. Шаповалова.
Корректура авторская.
Сдано в набор 09.10.98. Подписано в печать 16.10.98.
Тираж 500. Заказ № 45.
Печать ОсОО «Негис», г. Бишкек.
- Институт интеграции
- З 4602000000-98 ббк 81
- Сапожникова и.А., 1998
- Предисловие
- Глава 1. Языкознание – наука о языке Понятийно-терминологический аппарат:
- § 1. Возникновение языкознания
- § 2. Основные проблемы общего языкознания и курс «Введение в языкознание»
- § 3. О наименовании частнолингвистических дисциплин
- Глава 2. Природа, сущность и функции языка
- § 4. Критика биологической концепции языка
- § 5. Язык как общественное явление
- § 6. Функции языка
- § 7. Язык и мышление
- § 8 Язык и речь
- Глава 3. Внутреннее устройство языка
- § 9. Знаковая природа языка
- § 10. Членение систем языка на подсистемы и понятие
- § 11. О понятиях системы и структуры языка
- Глава 4. Фонетика и фонология
- § 12. Предмет фонетики, ее место среди лингвистических дисциплин,
- § 13. Три аспекта звуков речи и членение фонетики
- § 14. Основные различия между гласными и согласными звуками
- § 15. Артикуляционная классификация согласных
- § 16. Артикуляционная классификация гласных
- § 17. Фонетическая транскрипция
- § 18 Фонетические процессы (явления)
- § 19. Сущность фонологического аспекта в фонетике
- § 20. Правила выделения фонем
- § 21. Фонематическая транскрипция
- § 22. Сегментные и суперсегментные единицы языка
- § 23. Слог и слогоделение
- § 24. Речевой такт, ударение
- § 25. Фраза и интонация
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Глава 5. Лексикология
- § Лексикология, ее предмет и разделы
- § 27. Слово как единица языка. Отличие слова от морфемы, словосочетания и предложения
- § 28. Проблема тождества слова.
- § 29. Лексическое значение слова.
- § 30. Лексическое значение и понятие
- § 31. Внутренняя форма слова
- § 32. Этимология, народная этимология
- § 33. Проблема системности в лексике
- § 34. Синонимы
- § 35. Антонимы
- § 36. Полисемия
- § 37. Омонимы
- § 38. Фразеология
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Глава 6. Вопросы морфемики и словообразования
- § 39. Вводные замечания
- § 40. Понятие морфа и морфемы. Типология морфем
- Типология морфем
- § 41. Морфемика и дериватология: точки соприкосновения и размежевания
- § 42. Два вида анализа структуры слова – морфемный и словообразовательный, их целевые установки и процедуры
- § 43. Способы словообразования
- § 44. Диахронический аспект словообразования: процессы опрущения, переразложения и усложнения основ
- Основная литература:
- Глава 7. Грамматика
- § 45. Грамматический строй языка, его единицы
- § 46. Грамматическая форма. Грамматическое значение и способы его выражения
- § 47 Грамматическая категория
- § 48. Части речи и члены предложения
- § 49. Словосочетание и предложение
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Контрольные вопросы и задания
- Модуль 3. Происхождение языка,
- § 51. Процессы дивергенции и конвергенции
- § 52. Закономерности образования и развития языков в донациональную эпоху
- § 53. Закономерности развития языков в национальную эпоху
- Основная литература
- § 55. Морфологическая классификация языков
- § 56. Языки корневого типа (аморфные или изолирующие языки)
- § 57. Агглютинативные языки
- § 58. Флективные языки
- § 59. Полисинтетические языки
- Основная литература
- § 61. Сущность сравнительно-исторического метода
- § 62. Формирование сравнительно – исторического языкознания
- § 63. Важнейшие семьи языков: языки индоевропейские, тюркские
- Основная литература
- § 65. Основные вехи в историческом развитии письма: пиктография, идеография, фонография
- § 66. Алфавит, графика и орфография
- § 67. Транскрипция и транслитерация
- Основная литература
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 11. Материал этой главы в интересной и доступной форме излагается в работах в.А. Истриной «Развитие письма» (м., 1961), ч. Лоукотки «От рисунка до азбуки» (Ростов-на-Дону, 1957).
- Цитированная и отсылочная литература
- Оглавление