logo
Зенков Г

§ 3. О наименовании частнолингвистических дисциплин

Лингвистика не располагает единообразным однословным терминологическим обозначением комплексных частнолингвистических дисциплин, изучающих язык, литературу, фольклор, историю, материальную и духовную культуру народов общего языкового корня. Так, если за научными дисциплинами, изучающими германские, романские, славянские языки, закрепились наименования германистики, романистики, славистики, то дисциплины аналогичного уровня обобщения, изучающие, например, тюркские языки, называют тюркологией, а монгольские и кавказские – монголоведением, кавказоведением и т.п.

Если за частнолингвистическими дисциплинами, изучающими отдельные языки, закрепились свои терминологические обозначения, они, как правило, употребляются в двух значениях – широком и узком. Таковы, в частности, термины русистика, англистика, японистика, китаистика. Так, русистикой обозначают и область филологии, занимающуюся русским языком, литературой, словесным фольклором, и науку о русском языке в его истории и современном состоянии.

Китаистика – это и комплекс наук, изучающих историю, литературу, культуру, философию, даже политику и экономику Китая, и наука о китайском языке и письме. Наконец, если специальные термины для обозначения частных научных дисциплин, изучающих отдельные языки, отсутствуют, прибегают к использованию терминологических словосочетаний типа монгольское языкознание, французская лингвистика, киргизское языкознание и т.п.

Выводы

Языкознание - это наука о языке. Изучение языков насчитывает более чем двухтысячелетнюю историю. Колыбелью языкознания была Индия. Из Индии языкознание проникло в Китай, Древнюю Грецию, Рим, далее в арабские страны. На протяжении длительного времени языкознание строилось на изучении отдельных языков. Такое языкознание называют частным.

Со временем ученые начали сравнивать, сопоставлять несколько языков с тем, чтобы выявить как общие черты в их строении, так и те особенности, которые разделяют, отличают одни языки от других.

Первые опыты сопоставления языков с целью выявления сходств и различий между языками были предприняты во 2-й половине 17-го столетия во Франции. В 1660 году была издана первая грамматика, выполненная в плане сопоставления строя различных языков. Этот труд условно называют грамматикой Пор-Рояль – по месту близ Парижа, где она была создана.

Значение этого труда, недооценивавшегося долгие годы, состояло в том, что им было положено начало созданию общего языкознания, ставящего своей целью выявление общих законов в строении, функционировании и историческом развитии языков.

Общее языкознание как самостоятельная отрасль научного исследования в главных чертах сложилась ко 2-й половине 19 века. Его основоположником был великий немецкий ученый–гуманист Вильгельм фон Гумбольдт.

Общее языкознание сложилось на базе изучения отдельных языков и групп языков путем обобщения научных результатов их сравнения.

В настоящее время языкознание - многоаспектная и хорошо развитая наука. На основе его достижений решаются многие практические вопросы в области создания системы письменностей для ранее бесписьменных языков, обучения родным и неродным языкам, создания машинного перевода, искусственных языков разного назначения. Ярко выраженной тенденцией современного языкознания является тенденция к сотрудничеству науки о языке с другими отраслями наук. В частности, с логикой, философией, психологией, историей, этнографией, географией, семиотикой, математикой и даже медициной. В итоге этого обоюдно выгодного сотрудничества на стыках наук возникли и успешно развиваются, к примеру, такие новые отрасли языкознания, как психолингвистика, этнолингвистика, математическая лингвистика, нейролингвистика и др. Это дает основание утверждать, что из науки периферийной, интересовавшей первоначально узкий круг исследователей, современное языкознание сформировалось в многоотраслевую науку, «занимающую одно из центральных мест в системе человеческих знаний» [8, с.11].

Основная литература

  1. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. – М.: Высш. школа, 1987. – С.4 – 6.

  2. Реформатский А.А. Введение в языкознание. – М.: Просвещение, 1967. – С.44 -53. (Раздел «Связь языкознания с другими науками»).

Дополнительная литература

  1. Головин Б.Н. Введение в языкознание. - 4-е изд. – М.: Высш. школа, 1983. – С.206 – 221. (Раздел «Развитие языкознания»).

  2. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева.– М., 1990.

    Статьи: «Языкознание» (с.618 – 622), «Языкознание в России» (с.622 – 623),

    «Прикладная лингвистика» (с. 397).

  3. Будагов Р.А. Человек и его язык. – М.: Изд-во Московск. Ун-та, 1976. – С.9- 30. (О предмете языкознания).

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

  1. Почему ученые не называют точного количества языков, существующих на земном шаре?

  2. Какими соображениями руководствовались представители сравнительно – исторического языкознания, называя весь предшествующий 19-му веку период изучения языков донаучным? Правильно ли это?

  3. В чем принципиальная новизна концепции Грамматики Пор-Рояль по сравнению с предшествовавшим ей подходом к изучению языков?

  4. Кто из ученых первым в науке поставил в эксплицитной (явной) форме вопрос о предмете языкознания, отграничив язык от речи? Что выиграла лингвистика от такой постановки вопроса?

  5. Принято считать, что описательная лингвистика является особой отраслью языкознания в отличие от сопоставительной лингвистики. В понимании, принятом в нашем пособии (см. табл.1), сопоставительная и собственно-описательная лингвистика рассматриваются как разновидности одной отрасли языкознания – описательной лингвистики. Ваша позиция на этот счет?

  6. Почему артикуляторная и акустическая фонетика относится к предлингвистике, а фонология - к микролингвистике?

  7. С одной стороны, все знают, что на земном шаре существует множество разных языков, с другой – лингвисты утверждают, что в конечном счете существует лишь один язык под всеми земными широтами. Как это понять и правомерно ли ставить так вопрос?

  8. Чем типологическая лингвистика отличается от сопоставительной (контрастивной), если обе они имеют дело с сопоставлением строя разных языков?

  9. В чем проявляется связь языкознания с этнографией и географией?

  10. В чем проявляется сотрудничество языкознания с медициной и чем это сотрудничество вызвано?

МОДУЛЬ I. ПРИРОДА, СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ И ВНУТРЕННЕЕ УСТРОЙСТВО ЯЗЫКА