§ 20. Правила выделения фонем
Приступая к описанию звукового строя любого языка, лингвист должен быть осведомлен о количественном составе фонем, которым он располагает. Честь формулировки правил выделения фонем принадлежит основоположнику фонологии проф. Н.С. Трубецкому [16, с. 52-57]. Приведем основные из них в своей редакции и проиллюстрируем примерами из русского языка.
Первое правило. Если два звука встречаются в одной и той же позиции и их взаимная замена приводит к изменению смысла слов, эти звуки являются разновидностями двух фонем. Примеры: <п>ар - <б>ар, <с>лой - <з>лой, ко<с>а - ко<з>а, т<о>к - т<а>к, <л>ук - <л’>ук, ко<н> - ко<н’>.
Второе правило. Если два звука встречаются в одной и той же позиции, но их взаимная замена не влечет за собой изменения смысла слов, эти звуки являются разновидностями (вариантами) одной фонемы. В примере [г]осподи! и [¡]осподи! взрывное [г] и щелевое [¡] принадлежит фонеме <г>.
Третье правило. Если два звука никогда не встречаются в одной и той же позиции, они являются комбинаторными вариантами одной фонемы. Примеры:
п’[˙б]тый - п’[д]т’, где оба [а] принадлежат фонеме <А>; влз – везу, где чередуются в составе одной и той же морфемы <в’˙оз> и гласные [ о ] // [иэ], и согласные [ с ] // [ ç ]. Члены чередования первой пары звуков являются разновидностями фонемы <о>, второй пары звуков – разновидностью фонемы <з>.
От чередований указанного типа, которые являются фонетически – позиционными, т.е. обусловленными действием «живых» позиционных законов (такие чередования не знают никаких исключений), нужно отличать фонетически – непозиционные чередования, доставшиеся носителям современных языков по традиции. Их обычно называют грамматическими, поскольку чередования происходят перед грамматическими единицами, вызываются их требованиями, например, хо<д’>ить - хо<ж>у, во<д’>ить - во<ж>у (д’//ж), но<с’>ить - но<ш>у, про<с’>ить - про<ш>у (с’ // ш) и т.п. По своей сущности чередования первого типа являются внутрифонемными, чередования второго типа – межфонемными. Их изучением занимается морфонология – особый раздел языкознания, занимающий промежуточное положение между фонологией и морфологией.
- Институт интеграции
- З 4602000000-98 ббк 81
- Сапожникова и.А., 1998
- Предисловие
- Глава 1. Языкознание – наука о языке Понятийно-терминологический аппарат:
- § 1. Возникновение языкознания
- § 2. Основные проблемы общего языкознания и курс «Введение в языкознание»
- § 3. О наименовании частнолингвистических дисциплин
- Глава 2. Природа, сущность и функции языка
- § 4. Критика биологической концепции языка
- § 5. Язык как общественное явление
- § 6. Функции языка
- § 7. Язык и мышление
- § 8 Язык и речь
- Глава 3. Внутреннее устройство языка
- § 9. Знаковая природа языка
- § 10. Членение систем языка на подсистемы и понятие
- § 11. О понятиях системы и структуры языка
- Глава 4. Фонетика и фонология
- § 12. Предмет фонетики, ее место среди лингвистических дисциплин,
- § 13. Три аспекта звуков речи и членение фонетики
- § 14. Основные различия между гласными и согласными звуками
- § 15. Артикуляционная классификация согласных
- § 16. Артикуляционная классификация гласных
- § 17. Фонетическая транскрипция
- § 18 Фонетические процессы (явления)
- § 19. Сущность фонологического аспекта в фонетике
- § 20. Правила выделения фонем
- § 21. Фонематическая транскрипция
- § 22. Сегментные и суперсегментные единицы языка
- § 23. Слог и слогоделение
- § 24. Речевой такт, ударение
- § 25. Фраза и интонация
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Глава 5. Лексикология
- § Лексикология, ее предмет и разделы
- § 27. Слово как единица языка. Отличие слова от морфемы, словосочетания и предложения
- § 28. Проблема тождества слова.
- § 29. Лексическое значение слова.
- § 30. Лексическое значение и понятие
- § 31. Внутренняя форма слова
- § 32. Этимология, народная этимология
- § 33. Проблема системности в лексике
- § 34. Синонимы
- § 35. Антонимы
- § 36. Полисемия
- § 37. Омонимы
- § 38. Фразеология
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Глава 6. Вопросы морфемики и словообразования
- § 39. Вводные замечания
- § 40. Понятие морфа и морфемы. Типология морфем
- Типология морфем
- § 41. Морфемика и дериватология: точки соприкосновения и размежевания
- § 42. Два вида анализа структуры слова – морфемный и словообразовательный, их целевые установки и процедуры
- § 43. Способы словообразования
- § 44. Диахронический аспект словообразования: процессы опрущения, переразложения и усложнения основ
- Основная литература:
- Глава 7. Грамматика
- § 45. Грамматический строй языка, его единицы
- § 46. Грамматическая форма. Грамматическое значение и способы его выражения
- § 47 Грамматическая категория
- § 48. Части речи и члены предложения
- § 49. Словосочетание и предложение
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Контрольные вопросы и задания
- Модуль 3. Происхождение языка,
- § 51. Процессы дивергенции и конвергенции
- § 52. Закономерности образования и развития языков в донациональную эпоху
- § 53. Закономерности развития языков в национальную эпоху
- Основная литература
- § 55. Морфологическая классификация языков
- § 56. Языки корневого типа (аморфные или изолирующие языки)
- § 57. Агглютинативные языки
- § 58. Флективные языки
- § 59. Полисинтетические языки
- Основная литература
- § 61. Сущность сравнительно-исторического метода
- § 62. Формирование сравнительно – исторического языкознания
- § 63. Важнейшие семьи языков: языки индоевропейские, тюркские
- Основная литература
- § 65. Основные вехи в историческом развитии письма: пиктография, идеография, фонография
- § 66. Алфавит, графика и орфография
- § 67. Транскрипция и транслитерация
- Основная литература
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 11. Материал этой главы в интересной и доступной форме излагается в работах в.А. Истриной «Развитие письма» (м., 1961), ч. Лоукотки «От рисунка до азбуки» (Ростов-на-Дону, 1957).
- Цитированная и отсылочная литература
- Оглавление