§85. Системный уровень распознавания жанров
§ 85. Первый уровень — системный. Здесь можно говорить только о самых общих, глобальных признаках, присущих всем без исключения риторическим текстам. На этом этапе пока не идет речь о непосредственной специфике каждого жанра. Мы лишь пытаемся установить их место в системе по отношению друг к другу. Надобность в такой классификации жанров по наиболее общим признакам определяется необходимостью отграничивания собственно жанров от других риторических явлений, в частности, от указаний на принадлежность к определенной частной риторике (например, военная речь ), от формы выступления (например, радиоречь ) и т. п. Ср., например, перечисление жанров речи в одном из учебников по риторике: доклад, лекция, слово (вступительное, заключительное, прощальное), военные речи, надгробное слово, исповедь, радио- и тлевизионная речь .[87, 36–39]
Итогом этого этапа должна стать таблица риторических жанров, описывающая их специфику по трем наиболее глобальным признакам.
1. Необычайно плодотворной и актуальной для выделения жанров оказалась идея М.М. Бахтина о делении всех жанров на первичные и вторичные: "Особенно важно обратить здесь внимание на очень существенное различие между первичными (простыми) и вторичными (сложными) речевыми жанрами (это не функциональное различие). Вторичные (сложные) речевые жанры — романы, драмы, научные исследования всякого рода, большие публицистические жанры и т. п. — возникают в условиях более сложного и относительно высокоразвитого и организованного культурного общения (преимущественно письменного) — художественного, научного, общественно-политического и т. п. В процессе своего формирования они вбирают в себя и перерабатывают различные первичные (простые) жанры, сложившиеся в условиях непосредственного речевого общения."[11, 430]
Важно однако отметить, что "непосредственное речевое общение" не должно однозначно приравниваться к бытовому общению. Не всякая устная неподготовленная речь может быть отнесена к разговорному стилю: и деловая, и научная, и судебная речь существуют в устной форме, где и рождаются соответствующие первичные формы. Поэтому применительно к риторике будем считать первичными любые жанры, сложившиеся в условиях непосредственного общения. Они, как правило, не готовятся специально заранее, имеют простую композицию и простой нерасчлененный тезис (ср.: совет, просьба, замечание и т. д.). Вторичными будем считать жанры, которые обязательно продумываются и подготавливаются заранее (ср.: доклад, воззвание, программная речь и т. д.). Они, как правило, имеют сложную композицию и сложный расчлененный тезис. Вторичные жанры могут строиться на основе первичных (ср.: поздравление ? юбилейная речь ) или включать их в свою структуру (при этом первичные жанры теряют свою самостоятельность и уже не могут быть вычленены как таковые).
Разумеется, возможны случаи, когда простой вопрос по жизненно важной проблеме оратор продумывает неделю, а речь на совещании произносит экспромтом. Однако и в этом случае вопрос должен производить впечатление спонтанной речи, а выступление на совещании — иметь приличные для этого жанра части и логическую структуру рассуждения. Все это подтверждает общее правило о подготовленности, продуманности вторичных жанров и спонтанности, непосредственности первичных.
Конечно, между отдельными группами жанров нет непроходимой границы. Жизнь многообразна, а любая схема условна и одностороння. Так, первичные жанры порицание, поощрение, благодарность и т. п. легко перерастают в заранее подготовленные сложные вторичные жанры. Кроме того известны макрожанры — формы, которые определяются местом произнесения и задачей речи, однако их конкретное наполнение не задано жестко и зависит от ситуации общения ( реплика, слово о…, речь в прениях , возможно, митинговая речь и т. п.). Однако все эти соображения не могут помешать определить наиболее типичное место каждого жанра по отношению к другим жанрам.
2. Другая очень ценная для классификации жанров идея М.М. Бахтина состоит в учете взаимодействия высказываний в потоке речи. Поскольку все реальные монологи — только реплики в непрерывном диалоге людей, их классификация вполне может быть произведена по наличию их связи с другими репликами. По этому признаку выделяют три типа жанров. Речи первой разновидности (связь с другими репликами не выражена или эта связь опосредована) представляют собой монолог в чистом виде. Это наиболее нейтральный как в модальном, так и в эмоциональном плане тип. Сюда относятся лекция, поздравительная речь, обоснование и т. п. Речи второй разновидности (провоцирующие непосредственный ответ в виде речи или действия) обязательно включают побудительный элемент. Даже такие сугубо деловые жанры, как инструктаж и запрос, как правило, имеют некоторые модальные оттенки императивности. Тем более это относится к таким жанрам, как рекомендация, предложение, совет, просьба и т. д. Речи третьей разновидности (произнесенные как реакция на слово или действие — их поэтому обычно называют "реактивными") часто включают в себя элементы чужой речи как в виде нейтральной констатации ( обзор ), так и в виде полемики ( протест ). Вообще, индивидуальность и особенности адресата в этом типе речей присутствуют в наибольшей степени.
3. И, наконец, третий признак, по которому может быть произведена классификация на этом уровне — род речи. Так, можно говорить об информационных жанрах ( сообщение, доклад ), эпидейктических жанрах ( поздравление, напутственное слово ), убеждающих жанрах ( обвинительная речь, протест ), призывающих к действию жанрах ( воззвание, приказ ). Внутри каждого рода речи жанры объединяет некоторая общая цель, присущая всему роду: проинформировать, призвать и т. п., но при этом выраженная специфическим, присущим только данному жанру образом.
Выделение наиболее важных принципов классификации жанров дает возможность вывести и рабочее определение риторического жанра.
Риторический жанр - это исторически сложившийся устойчивый тип риторического произведения, единство особенных свойств формы и содержания, определяемое целью и условиями общения и ориентированное на предполагаемую реакцию адресата.
- §1. Предисловие
- §2. Определение риторики
- §3. Общая и частная риторика
- §4. Личностная парадигма оратора
- §5. Античный риторический канон
- § 5. Итак, целью риторической деятельности является создание публичного высказывания, призванного воздействовать на аудиторию.
- §6. Предмет и концепция речи
- §7. Источники накопления информации
- §8. Ситуация речи
- §9 Тема речи
- §10. Объективная характеристика аудитории
- § 10. Никакая речь не окажется успешной, если она не рассчитана на конкретных людей.
- §11. Субъективная характеристика аудитории
- §12. Перестраивание речи для конкретной аудитории
- §13. Примеры составления портрета аудитории
- §14. Портрет оратора
- § 14. К портрету аудитории примыкает и оценка портрета оратора .
- §15. Цель речи
- §16. Задача речи
- §17. Сверхзадача речи
- §18. Определение понятия "тезис речи"
- §19. Правила формулирования тезиса
- §20. Формы уклонения от тезиса
- §21. Принципы риторического деления тезиса
- §22. Способы деления тезиса
- §23. Редактирование плана-конспекта
- §24. Аргументация в логике и риторике
- §25. Соотношение доказательства и внушения
- §26. Сущность убеждения как риторической формы речи
- §27. Смешение логического и риторического подхода к специфике убеждения
- §28. Логические компоненты доказательства
- §29. Типы логических аргументов
- §30. Факты
- §31. Статистика
- §32. Определение
- §33. Ссылки на законы
- §34. Необходимость обращения к психологической стороне убеждающей речи
- §35. Понятие о топосе
- §36. Соотношение понятий "ценность" и "топос". Классификация ценностей
- § 36. Но прежде чем перейти к рассмотрению специфики и видов топосов необходимо указать на отличие между понятиями «ценность» и "топос".
- §37. Содержательная классификация топосов
- § 37. Итак, если нам нужно отыскать наиболее подходящий для этой аудитории топос любого уровня, мы должны апеллировать к благу этих людей, а для этого постараться ответить себе на такие вопросы:
- §38. Классификация топосов с точки зрения взаимодействия с аудиторией
- § 38. Итак, топосы создаются оратором, но оцениваются аудиторией, и таким образом, являются отражением взаимоотношений между людьми. Именно с этой точки зрения и можно выделить следующие виды топосов.
- §39. Важность употребления топосов
- §40. Принципы отбора топосов
- § 40. Итак, изобретая содержание воздействующей речи, оратор должен помнить о ее главных принципах:
- §41. Правомерность использования психологических доводов
- §42. Сущность психологических аргументов
- §43. Иллюстративные аргументы
- §44. Образные аргументы
- §45. Ссылки на авторитеты
- §46. Оценочные аргументы
- §47. Уловка - ошибка - софизм
- § 47. В заключение этого раздела необходимо сказать несколько слов о тех случаях, когда оратор намеренно прибегает к недозволенным приемам и пытается воздействовать на аудиторию при помощи софизмов.
- §48. Логические софизмы
- §49. Риторизированные софизмы
- §50. Собственно риторические софизмы
- §51. Роль композиции для речи
- §52. Определение термина "композиция"
- §53. Понятие о единице композиции
- § 53.Теперь постараемся ответить на вопрос: сколько и каких частей должно быть включено в композицию речи?
- §54. Способы расположения микротем в основной части
- §55. Восходящий и нисходящий порядок построения
- § 55. Чем же руководствуется оратор, выбирая последовательность в расположении компонентов главной части, их количество и качество?
- §56. Зависимость порядка микротем от характера аудитории
- §57. Понятие о вступлении
- §58. Типы вступлений
- § 58. С классических времен в риториках выделяют два типа начал: естественное и искусственное.
- §59. Роль топосов во вступлении
- §60. Понятие о заключении
- §61. Специфика построения заключения
- § 61. Обратимся теперь к конкретным речевым формам заключения, наиболее распространенным в современной общественной практике, особенно в агитационной речи.
- §64. Типы средств усиления
- §65. Значение этапа выражения
- §66. Общая проблема выбора слова
- §67. Правильность речи как риторическая категория
- §68. Лексическое богатство и уместность речи
- §69. Экспрессивно окрашенная лексика
- § 69. В языке есть и специальные средства для выражения эмоций — экспрессивная, ассоциативная и оценочная лексика.
- §70. Место и роль изобразительных средств в создании речи
- §71. Теория риторики об изобразительных средствах
- §72. Метафора-троп и метафора-аргумент
- §73. Назначение этапа "Произнесение"
- §74. Нравственная позиция оратора
- §75. Внешний облик и манера поведения
- §76. Аудиторный шок
- §77. Поведение оратора во время выступления
- §78. "Технические" голосовые средства
- §79. Интонация
- §80. Жесты
- §81. Современные классификации ораторов
- §82. Стилистическая классификация
- §83. Риторическая классификация
- §84. Сущность понятия риторического жанра
- § 84. Если в предыдущих главах речь шла об общих правилах создания высказывания (общей риторике), то теперь мы переходим непосредственно к описанию специфики жанров деловой речи (частной риторике).
- §85. Системный уровень распознавания жанров
- §86. Стратегический уровень в распознавании жанров
- §87. Текстовый уровень распознавания жанров
- §88 Особенности жанров информационной речи
- §89. Речь-представление
- §90. Речь-консультация
- §91. Мнение
- §92. Особенности жанров эпидейктической речи
- §93. Вступительное слово
- §94. Речь на презентации
- §95 Поздравительная речь
- §96. Ответное слово
- §97. Особенности жанров убеждающей речи
- §98. Речь в прениях
- §99 Возражение
- §100 Опровержение
- §101 Речь-критика
- §102. Обвинительная и защитительная речь
- §103. Заявление
- §104.Особенности жанров призывающей речи
- §105. Предложение
- §106. Рекламная речь
- §107. Обращение