§59. Роль топосов во вступлении
§ 59. В любом типе вступления к агитационной речи можно и нужно использовать топосы, которые помогут оратору добиться взаимопонимания с аудиторией. Начало речи — наиболее подходящее для них место, поскольку чем раньше аудитория почувствует доверие к выступающему, тем больше у него шансов добиться желаемого результата. Разумеется, более важной эта задача оказывается для оратора, прибегающего к искусственному началу, и, как мы видели, практически во всех примерах этой группы использован какой-либо топос. Однако и в естественных вступлениях топос может найти себе место, что видно из фрагментов речей В.Ф. Яковлева, А.А. Щелканова, В.А. Тихонова. Чем более трудная задача стоит перед оратором, тем важнее для него употребить во вступлении удачный топос. Так Горгий, начиная похвальное слово Елене (см. Задание № 16), взывает к чувству справедливости слушателей (морально-этический топос), что вызвано негативным отношением слушателей к предмету речи — утвердившимся в сознании людей мнением о Елене как причине многих бед греков, а затем сообщает задачу речи: снять обвинение с Елены. Но и Островский (см. Задание № 16), обращаясь к слушателям-единомышленникам, объединяется с ними в радостном чувстве (эмоциональный топос) по случаю открытия памятника Пушкину ("Все обрадованы… О радости литераторов говорить едва ли нужно") и сообщает задачу речи ("От полноты обрадованной души и я позволю себе сказать несколько слов о нашем великом поэте, его значении и заслугах, как я их понимаю") В том и состоит специфика именно риторического вступления , что оно призвано в реальной ситуации общения с конкретными людьми установить с ними добрые отношения для дальнейшего разговора и сообщить основное его направление. Ни один из жанров художественной, научной литературы или публицистики не озабочен подобными проблемами. Можно ли представить, что в начале рассказа, очерка, романа автор сообщает «кратенько» его содержание или объясняет, почему читателям будет полезно с ним ознакомиться? Оптимальным же риторическим вступлением (особенно в деловом общении, где речь должна быть краткой) можно считать то, в котором оратор объяснит слушателям, что они будут делать (узнавать новое, чему-то учиться, вырабатывать точку зрения, размышлять над предложением и т. д.), пока он будет говорить с ними, и для чего им это нужно. Так может начинаться речь-представление при приеме на работу: " Я прочитал в газете, что вашей фирме требуется менеджер по рекламе. Хочу предложить свои услуги и в связи с этим сказать о себе несколько слов" ; речь-поздравление: " Поздравляя сегодня нашего юбиляра, хочу сказать о его необыкновенных, золотых руках" ; речь-предложение: " Сейчас, когда мнения относительно принятия бюджета разделились, хочу внести предложение, которое позволит преодолеть разногласия " и т. д.
Именно поэтому трудно согласиться с авторами, которые в качестве вариантов вступления предлагают и другие элементы: "Начало повествования. Возможны варианты. а) обращение к адресату: слушателю, читателю «…» Знаете ли вы, что такое украинская ночь ? (Гоголь) б) Общая мысль рассказа (повествования): Земля наша богата, порядка в ней лишь нет (А.К. Толстой) «…» в) Общепринятая истина, высказанная в афористической форме: Тяжело порою быть русским человеком (Тэффи) «…» г) Самый распространенный вариант начала: место, время, действующее лицо (где? когда? кто?): «…» Граф Румянцев однажды утром расхаживал по своему лагерю (Пушкин)."[70, 186–187] Нетрудно заметить, что предлагаемые варианты начала подходят исключительно для художественного текста, но не годятся для публичной речи, которая обязательно начинается с обращения (Дорогие ребята! Коллеги! Дамы и господа! и т. п.), после чего оратор должен наладить контакт с аудиторией прежде, чем он перейдет к самому повествованию. Для этой цели ни одно из предложенных в процитированном фрагменте начал не подходит. Даже если допустить, что художественные тексты являются объектом изучения риторики, то указания на то, с чего начинать роман или повесть, неуместны тем более: писатель может начинать (и начинает) свое произведение с чего угодно. (Читатель может легко убедиться в этом сам, если вспомнит несколько известных романов — "Евгений Онегин", "Война и мир", "Отцы и дети" и т. п.) А что касается речи судебной, то П.С. Пороховщиков прямо называет одну из указанных в цитате форм начала (место и время) ошибкой: "Господа присяжные заседатели! — говорит оратор, — в ночь на 28 декабря 1908 г. В Петербурге, в доме № 37 по Забалканскому проспекту… Ошибка, господин прокурор! Войдите в положение присяжных. После долгого судебного следствия, среди общего приподнятого настроения и напряженного ожидания государственный обвинитель торжественно заявляет им то самое, что они узнали в самом начале судебного заседания, с первых строк обвинительного акта. Какое жалкое начало!"[96,304–305]
Таким образом, вступление в плане содержательном — постановка вопроса (в том или ином виде), в плане психологическом — подготовка слушателей к восприятию речи, в плане структурном — введение в тему речи.
- §1. Предисловие
- §2. Определение риторики
- §3. Общая и частная риторика
- §4. Личностная парадигма оратора
- §5. Античный риторический канон
- § 5. Итак, целью риторической деятельности является создание публичного высказывания, призванного воздействовать на аудиторию.
- §6. Предмет и концепция речи
- §7. Источники накопления информации
- §8. Ситуация речи
- §9 Тема речи
- §10. Объективная характеристика аудитории
- § 10. Никакая речь не окажется успешной, если она не рассчитана на конкретных людей.
- §11. Субъективная характеристика аудитории
- §12. Перестраивание речи для конкретной аудитории
- §13. Примеры составления портрета аудитории
- §14. Портрет оратора
- § 14. К портрету аудитории примыкает и оценка портрета оратора .
- §15. Цель речи
- §16. Задача речи
- §17. Сверхзадача речи
- §18. Определение понятия "тезис речи"
- §19. Правила формулирования тезиса
- §20. Формы уклонения от тезиса
- §21. Принципы риторического деления тезиса
- §22. Способы деления тезиса
- §23. Редактирование плана-конспекта
- §24. Аргументация в логике и риторике
- §25. Соотношение доказательства и внушения
- §26. Сущность убеждения как риторической формы речи
- §27. Смешение логического и риторического подхода к специфике убеждения
- §28. Логические компоненты доказательства
- §29. Типы логических аргументов
- §30. Факты
- §31. Статистика
- §32. Определение
- §33. Ссылки на законы
- §34. Необходимость обращения к психологической стороне убеждающей речи
- §35. Понятие о топосе
- §36. Соотношение понятий "ценность" и "топос". Классификация ценностей
- § 36. Но прежде чем перейти к рассмотрению специфики и видов топосов необходимо указать на отличие между понятиями «ценность» и "топос".
- §37. Содержательная классификация топосов
- § 37. Итак, если нам нужно отыскать наиболее подходящий для этой аудитории топос любого уровня, мы должны апеллировать к благу этих людей, а для этого постараться ответить себе на такие вопросы:
- §38. Классификация топосов с точки зрения взаимодействия с аудиторией
- § 38. Итак, топосы создаются оратором, но оцениваются аудиторией, и таким образом, являются отражением взаимоотношений между людьми. Именно с этой точки зрения и можно выделить следующие виды топосов.
- §39. Важность употребления топосов
- §40. Принципы отбора топосов
- § 40. Итак, изобретая содержание воздействующей речи, оратор должен помнить о ее главных принципах:
- §41. Правомерность использования психологических доводов
- §42. Сущность психологических аргументов
- §43. Иллюстративные аргументы
- §44. Образные аргументы
- §45. Ссылки на авторитеты
- §46. Оценочные аргументы
- §47. Уловка - ошибка - софизм
- § 47. В заключение этого раздела необходимо сказать несколько слов о тех случаях, когда оратор намеренно прибегает к недозволенным приемам и пытается воздействовать на аудиторию при помощи софизмов.
- §48. Логические софизмы
- §49. Риторизированные софизмы
- §50. Собственно риторические софизмы
- §51. Роль композиции для речи
- §52. Определение термина "композиция"
- §53. Понятие о единице композиции
- § 53.Теперь постараемся ответить на вопрос: сколько и каких частей должно быть включено в композицию речи?
- §54. Способы расположения микротем в основной части
- §55. Восходящий и нисходящий порядок построения
- § 55. Чем же руководствуется оратор, выбирая последовательность в расположении компонентов главной части, их количество и качество?
- §56. Зависимость порядка микротем от характера аудитории
- §57. Понятие о вступлении
- §58. Типы вступлений
- § 58. С классических времен в риториках выделяют два типа начал: естественное и искусственное.
- §59. Роль топосов во вступлении
- §60. Понятие о заключении
- §61. Специфика построения заключения
- § 61. Обратимся теперь к конкретным речевым формам заключения, наиболее распространенным в современной общественной практике, особенно в агитационной речи.
- §64. Типы средств усиления
- §65. Значение этапа выражения
- §66. Общая проблема выбора слова
- §67. Правильность речи как риторическая категория
- §68. Лексическое богатство и уместность речи
- §69. Экспрессивно окрашенная лексика
- § 69. В языке есть и специальные средства для выражения эмоций — экспрессивная, ассоциативная и оценочная лексика.
- §70. Место и роль изобразительных средств в создании речи
- §71. Теория риторики об изобразительных средствах
- §72. Метафора-троп и метафора-аргумент
- §73. Назначение этапа "Произнесение"
- §74. Нравственная позиция оратора
- §75. Внешний облик и манера поведения
- §76. Аудиторный шок
- §77. Поведение оратора во время выступления
- §78. "Технические" голосовые средства
- §79. Интонация
- §80. Жесты
- §81. Современные классификации ораторов
- §82. Стилистическая классификация
- §83. Риторическая классификация
- §84. Сущность понятия риторического жанра
- § 84. Если в предыдущих главах речь шла об общих правилах создания высказывания (общей риторике), то теперь мы переходим непосредственно к описанию специфики жанров деловой речи (частной риторике).
- §85. Системный уровень распознавания жанров
- §86. Стратегический уровень в распознавании жанров
- §87. Текстовый уровень распознавания жанров
- §88 Особенности жанров информационной речи
- §89. Речь-представление
- §90. Речь-консультация
- §91. Мнение
- §92. Особенности жанров эпидейктической речи
- §93. Вступительное слово
- §94. Речь на презентации
- §95 Поздравительная речь
- §96. Ответное слово
- §97. Особенности жанров убеждающей речи
- §98. Речь в прениях
- §99 Возражение
- §100 Опровержение
- §101 Речь-критика
- §102. Обвинительная и защитительная речь
- §103. Заявление
- §104.Особенности жанров призывающей речи
- §105. Предложение
- §106. Рекламная речь
- §107. Обращение