§16. Задача речи
§ 16. Цель конкретизируется в речи в виде задачи. Задача речи — это цель, реализуемая в определенных условиях общения . Общая цель (проинформировать, убедить и т. п.) в речи оратора уточняется и становится задачей речи (объяснить учащимся устройство двигателя; убедить собрание в том, что в устав института необходимо внести поправки, и т. п.). Именно формулируя задачу речи (или, как ее еще иногда называют, конкретную цель), оратор отвечает на вопрос: зачем он выходит на трибуну. При определении задачи речи, необходимо употреблять глагол, указывающий на род речи по цели. Так, если речь информационная, следует говорить " объяснить строение атома", " рассказать об изменениях, внесенных в законодательство". Если речь эпидейктическая, нужно сказать " поблагодарить спонсоров за помощь", " поздравить молодоженов с бракосочетанием". Если речь убеждающая, задача формулируется так: " убедить слушателей в правильности принятого решения", " повлиять на их отношение к событиям в Чечне". Если речь призывающая к действию, задача может быть определена так: " побудить мальчиков записаться в секцию бокса", " призвать солдатских матерей предпринять марш мира" и т. п. Такие формулировки дисциплинируют мышление, не дают уклониться от поставленной задачи. Напротив, формулировки типа "Объяснить, что необходимо записаться в секцию бокса" приводят к противоречию установок, что плохо отражается на качестве речи.
Формулируя для себя задачу речи, оратор должен трезво оценить свои возможности, подумать чего он реально может достичь в этой аудитории, а чего ему не удастся сделать, несмотря ни на какие усилия. Реальность достижения поставленной цели — важный показатель правильности ее постановки.
Важно следить за тем, чтобы выступающий сам твердо помнил о задаче своей речи и стремился к тому, чтобы она была понятна слушателям уже с первых слов. Обычно оратор сообщает о задаче своей речи во вступлении. Едва ли речь окажет побуждающее воздействие на человека, если вся его энергия уходит на то, чтобы разгадать намерение оратора. Ср., например, вполне правильное начало речи Б.Е. Патона на II Съезде народных депутатов СССР, где проблема и задача речи сформулированы уже с первых слов: "Уважаемые товарищи депутаты! Среди мер по оздоровлению экономики, разработанных правительством, важнейшими являются структурная перестройка экономики и переход к новой хозяйственной системе. Поэтому хочу выступить в поддержку предложенного правительством комплекса крупных мероприятий, нацеленных на кардинальное улучшение дел в социальной сфере…"
- §1. Предисловие
- §2. Определение риторики
- §3. Общая и частная риторика
- §4. Личностная парадигма оратора
- §5. Античный риторический канон
- § 5. Итак, целью риторической деятельности является создание публичного высказывания, призванного воздействовать на аудиторию.
- §6. Предмет и концепция речи
- §7. Источники накопления информации
- §8. Ситуация речи
- §9 Тема речи
- §10. Объективная характеристика аудитории
- § 10. Никакая речь не окажется успешной, если она не рассчитана на конкретных людей.
- §11. Субъективная характеристика аудитории
- §12. Перестраивание речи для конкретной аудитории
- §13. Примеры составления портрета аудитории
- §14. Портрет оратора
- § 14. К портрету аудитории примыкает и оценка портрета оратора .
- §15. Цель речи
- §16. Задача речи
- §17. Сверхзадача речи
- §18. Определение понятия "тезис речи"
- §19. Правила формулирования тезиса
- §20. Формы уклонения от тезиса
- §21. Принципы риторического деления тезиса
- §22. Способы деления тезиса
- §23. Редактирование плана-конспекта
- §24. Аргументация в логике и риторике
- §25. Соотношение доказательства и внушения
- §26. Сущность убеждения как риторической формы речи
- §27. Смешение логического и риторического подхода к специфике убеждения
- §28. Логические компоненты доказательства
- §29. Типы логических аргументов
- §30. Факты
- §31. Статистика
- §32. Определение
- §33. Ссылки на законы
- §34. Необходимость обращения к психологической стороне убеждающей речи
- §35. Понятие о топосе
- §36. Соотношение понятий "ценность" и "топос". Классификация ценностей
- § 36. Но прежде чем перейти к рассмотрению специфики и видов топосов необходимо указать на отличие между понятиями «ценность» и "топос".
- §37. Содержательная классификация топосов
- § 37. Итак, если нам нужно отыскать наиболее подходящий для этой аудитории топос любого уровня, мы должны апеллировать к благу этих людей, а для этого постараться ответить себе на такие вопросы:
- §38. Классификация топосов с точки зрения взаимодействия с аудиторией
- § 38. Итак, топосы создаются оратором, но оцениваются аудиторией, и таким образом, являются отражением взаимоотношений между людьми. Именно с этой точки зрения и можно выделить следующие виды топосов.
- §39. Важность употребления топосов
- §40. Принципы отбора топосов
- § 40. Итак, изобретая содержание воздействующей речи, оратор должен помнить о ее главных принципах:
- §41. Правомерность использования психологических доводов
- §42. Сущность психологических аргументов
- §43. Иллюстративные аргументы
- §44. Образные аргументы
- §45. Ссылки на авторитеты
- §46. Оценочные аргументы
- §47. Уловка - ошибка - софизм
- § 47. В заключение этого раздела необходимо сказать несколько слов о тех случаях, когда оратор намеренно прибегает к недозволенным приемам и пытается воздействовать на аудиторию при помощи софизмов.
- §48. Логические софизмы
- §49. Риторизированные софизмы
- §50. Собственно риторические софизмы
- §51. Роль композиции для речи
- §52. Определение термина "композиция"
- §53. Понятие о единице композиции
- § 53.Теперь постараемся ответить на вопрос: сколько и каких частей должно быть включено в композицию речи?
- §54. Способы расположения микротем в основной части
- §55. Восходящий и нисходящий порядок построения
- § 55. Чем же руководствуется оратор, выбирая последовательность в расположении компонентов главной части, их количество и качество?
- §56. Зависимость порядка микротем от характера аудитории
- §57. Понятие о вступлении
- §58. Типы вступлений
- § 58. С классических времен в риториках выделяют два типа начал: естественное и искусственное.
- §59. Роль топосов во вступлении
- §60. Понятие о заключении
- §61. Специфика построения заключения
- § 61. Обратимся теперь к конкретным речевым формам заключения, наиболее распространенным в современной общественной практике, особенно в агитационной речи.
- §64. Типы средств усиления
- §65. Значение этапа выражения
- §66. Общая проблема выбора слова
- §67. Правильность речи как риторическая категория
- §68. Лексическое богатство и уместность речи
- §69. Экспрессивно окрашенная лексика
- § 69. В языке есть и специальные средства для выражения эмоций — экспрессивная, ассоциативная и оценочная лексика.
- §70. Место и роль изобразительных средств в создании речи
- §71. Теория риторики об изобразительных средствах
- §72. Метафора-троп и метафора-аргумент
- §73. Назначение этапа "Произнесение"
- §74. Нравственная позиция оратора
- §75. Внешний облик и манера поведения
- §76. Аудиторный шок
- §77. Поведение оратора во время выступления
- §78. "Технические" голосовые средства
- §79. Интонация
- §80. Жесты
- §81. Современные классификации ораторов
- §82. Стилистическая классификация
- §83. Риторическая классификация
- §84. Сущность понятия риторического жанра
- § 84. Если в предыдущих главах речь шла об общих правилах создания высказывания (общей риторике), то теперь мы переходим непосредственно к описанию специфики жанров деловой речи (частной риторике).
- §85. Системный уровень распознавания жанров
- §86. Стратегический уровень в распознавании жанров
- §87. Текстовый уровень распознавания жанров
- §88 Особенности жанров информационной речи
- §89. Речь-представление
- §90. Речь-консультация
- §91. Мнение
- §92. Особенности жанров эпидейктической речи
- §93. Вступительное слово
- §94. Речь на презентации
- §95 Поздравительная речь
- §96. Ответное слово
- §97. Особенности жанров убеждающей речи
- §98. Речь в прениях
- §99 Возражение
- §100 Опровержение
- §101 Речь-критика
- §102. Обвинительная и защитительная речь
- §103. Заявление
- §104.Особенности жанров призывающей речи
- §105. Предложение
- §106. Рекламная речь
- §107. Обращение