Лабораторная работа 4 Односоставное предложение
Цель: уметь выделять из текста односоставные предложения, определять их функцию в тексте.
Вариант 1
Выпишите только односоставные предложения. Пользуясь таблицей, проанализируйте грамматические основы в текстах
Грамматическая основа | Форма члена основы | Характеристика по грамматической основе предложения | Возможность употребеления этой основы | Примеры употребеления |
Знобит | ||||
Знобит | Глагол 3 лица ед.ч. | Односост., безличн. | Сказуемое в безличном предложении | Больного знобит |
Все молчишь | ||||
Молчишь | Глагол 2 л., ед.ч. | Односост., опр-личн. | Сказ. в двусост. предлож. | Ты все молчишь? |
ДОЛБЯТ ГОРУ
Подрубили, обнажили пригородную Базайскую гору. Огородами ее стиснули. Электропроводами опутали. Дачами опятнали. Карьером изуродовали. В юности, еще в войну, мы, фэзэушники, слабые от долгой зимы, полуголодной житухи, карабкались на ту крутую гору за первыми подснежниками и затихали в теплом поднебесье. Нам хотелось жить, любить, надеяться на лучшее. Целые районы с готовой землей заброшены, порастают дурьем. Неужели вам мало места, люди? Неужели ради огородного участка нужно сносить леса, горы, всю святую красоту? Так ведь незаметно и себя под корень снесем.
ПАУТИНА
Грибное предосенье. Липнет паутина к лицу. Заденешь, раздерешь паутину – и в сырую траву горохом осыпаются пауки. Путаясь в смятой паутине, они часто и беспомощно перебирают закорючинками лапок. А ведь в только что растянутой паутине, в сложных и мудрых хитросплетениях ее они жили, кого-то сторожили и чувствовали себя по-хозяйски дома. Нарушился порядок. Не стало гармонии. Рухнул паучий мир, выпало звено из природой отлаженной жизни, лопнула еще одна ее тонкая струна. Я смотрю на железнодорожный мост, мерцающий сплетениями паутины над широкой рекой, и вижу, как быстро-быстро по его нитям перебирается многолапый и многорукий паук.
Задание 2
Используя следующие глаголы, составьте односоставные предложения.
Играй, беги, убирают, читаешь, сидеть, сеют, ходить, убегали.
Задание 3
По грамматическим основам составьте предложения, определите к какому типу они относятся.
1. Действие говорящего реально в будущем. 2. Действие не имеет деятеля и реально в настоящем. 3. Действие не имеет деятеля и нереально. 4. Побуждение к действию лица не участвующего в диалоге.
Задание 4.
Вам необходимо создать радиорепортаж (телевизионный репортаж). Используя односоставные предложения, опишите состояние человека или природы. Подумайте и опишите информационное событие, которое будет положено в основу этого репортажа.
Вариант 2
Задание 1
Выпишите только односоставные предложения. Пользуясь таблицей, проанализируйте грамматические основы в текстах
ТОСКА
Растаял мокрый снег.
Осталось на стекле приклеившееся птичье перышко. Смятое. Тусклое и до боли сиротливое. Может, птаха малая стучала ночью клювом по стеклу, просилась в тепло, а я, тугой на ухо человек, не услышал ее, не пустил. И перышко это как укор белеет на стекле. Потом обсушило солнцем стекло. Унесло куда-то перышко. А тоска осталась. Должно быть, не перезимовала птичка, не дотянула до тепла и весны, вот сердцу-то и неловко, печально. Залетело, видать, в меня перышко. Прилипло к моему сердцу.
ЛУННЫЙ БЛИК
Ночью впереди теплохода на голубой воде росчерком играл лунный блик. Он серебрился, фосфорно зеленел, ширился, извивался змейкой, прыгал головастиком, убегал шустрой ящеркой. Верилось, с нетерпением ждалось: вот-вот настигнет теплоход живую тень луны, сомнет ее, срежет плугом носа. Но проходили минуты, прошел час, другой, а отблеск далекой луны все бежал и бежал перед теплоходом, без усилия опережая напряженно работающую машину. И было в этой ночной картине что-то похожее на жизнь, казалось, вот-вот поймаешь, ухватишь смысл ее, разгадаешь и постигнешь вечную загадку бытия.
Задание 2
Используя следующие глаголы, составьте односоставные предложения.
Пой, беги, чистят, читаешь, бегать, ждать, замирает, отцвели.
Задание 3
По грамматическим основам составьте предложения, определите, к какому типу они относятся.
1. Действие говорящего нереально. 2. Действие не имеет деятеля и нереально. 3. Побуждение к действию собеседника. 4. Реальное в прошлом выполняется не говорящим и не слушающим.
Задание 4.
Напишите репортаж (на любую тему) для печатного издания, используя односоставные предложения.
- Современный русский язык.
- Планы лекционных занятий
- Практические занятия
- 1. Словосочетание как синтаксическая единица Вопросы для обсуждения:
- 2. Простое предложение. Организация простого предложения. Вопросы для обсуждения:
- 3.Формальная, смысловая и коммуникативная организация простого предложения Вопросы для обсуждения:
- 4.Основные структурно-семантические типы простого предложения Вопросы для обсуждения:
- 5.Предложения, осложненные однородными членами Вопросы для обсуждения:
- 6.Предложения, осложнённые обособленными членами. Вопросы для обсуждения:
- 7.Предложения, осложнённые вводными и вставными конструкциями. Предложения с обращениями. Вопросы для обсуждения:
- 8.Синтаксис сложного предложения. Структурно-семантические характеристики сложных предложений и их классификация.
- Вопросы для обсуждения:
- 9.Сложноподчинённое предложение Вопросы для обсуждения:
- 10.Бессоюзное сложное предложение. Вопросы для обсуждения:
- 11.Многочленные сложные предложения с разными типами синтаксической связи. Вопросы для обсуждения:
- 12.Текст. Механизмы образования текста. Вопросы для обсуждения:
- Лабораторные работы Лабораторная работа 1. Словосочетание
- Лабораторная работа 2 Главные члены предложения.
- Лабораторная работа 3 Второстепенные члены предложения
- Лабораторная работа 4 Односоставное предложение
- Лабораторная работа 5 Простое предложение. Осложненное простое предложение.
- Лабораторная работа 6 Сложносочиненное предложение
- Лабораторная работа 7 Сложноподчиненное предложение
- Лабораторная работа 8 Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными
- Лабораторная работа 9 Бессоюзное сложное предложение
- Лабораторная работа 10 Многочленное сложное предложение