logo
учебно-методическое пособие синтаксис

Лабораторная работа 6 Сложносочиненное предложение

Цель: уметь анализировать сложносочиненные предложения.

Вариант 1

Задание 1

Проанализируйте предложения. Расставьте знаки препинания.

1. У врат обители святой

Стоял просящий подаянья

Бедняк иссохший чуть живой

От глада жажды и страданья.

Куска лишь хлеба он просил

И взор являл живую муку

И кто-то камень положил

В его протянутую руку. (М. Лермонтов)

2. От снега тянет холодком а солнце пригревает уже по-весеннему и в воздухе стоит совсем весенний запах нагретых солнцем деревьев. (Е. Дорош)

3. Только вокруг этого стожка лежала круглая лужайка а дальше везде дремала густая трава а в траве то там то тут принимались звенеть кузнечики и сразу же затихали, словно боясь нарушить тишину. (В. Белов)

4. Но человек не слышал и молчал и вдохновенным было светлое лицо его. (Л. Андреев)

5. Он чистым хотел быть для великого подвига и еще неведомой великой жертвы и все дни и ночи его стали одною непрерывною молитвою одним …. излиянием. (Л. Андреев)

6. Кирьяк живший теперь дома шумел по вечерам наводя ужас на всех а по утрам мучился от головной боли и стыда и на него было жалко смотреть. (А. Чехов)

7. Солнце уже стояло высоко но на закате тянулась туча и вдруг она закрыла солнце. (Л. Толстой)

8. Вот он собирается стрелять других или уж в четвертый раз в плен рвется иль смирительную рубаху вместо мундира тянет на себя. (В. Астафьев)

9. Рабы двадцатого века замордованные трусливые часто подлые прошедшие выучку насилия и страха получили возможность ругать власти прилюдно не на кухне а на площадях и эк из них поперло! Эко их понесло!

Задание 2.

Из двух частей постройте сложносочиненные предложения подобия, используя союзы ТОЖЕ, ТАКЖЕ, И. Если возможны варианты, дайте их. Поставьте союзы в нужное место.

Студентам из второй группы предложили посетить музей А.С. Пушкина.

Студенты нашей группы с интересом осмотрят экспозиции музея.

В октябре много дождливых дней.

Ноябрь не отличается хорошей погодой.

(Уже поздно) В учебных корпусах всё затихло.

В общежитии всё успокоилось.

Задание 3

Подберите и выпишите из текстов современной публицистики 5 сложносочиненных предложений. Укажите выходные данные. Сделайте вывод о тенденциях использования сложносочиненных конструкций в текстах современной публицистики

Вариант 2

Задание 1

1. Проанализируйте предложения. Расставьте знаки препинания.

1. Воздух чуть-чуть морозный был совершенно прозрачен и море совсем голубое охватывало туманную гору а горный камыш в белых кружевах от мороза на голубом все хорошел и хорошел (Пришв.)

2. Гремел гром и шел дождь и сквозь дожди лучило солнце и раскидывалась широкая радуга от края до края. В это время распускалась черемуха и кусты дикой смородины над самой водой позеленели. (Пришв.)

3. Кое-где белел парус да чайки плавно махая крыльями опускаясь на воду едва касались ее и кругами поднимались опять вверх а над садами высоко и медленно плавал коршун (Купр.)

4. Стало уже совсем тепло и гром рокотал еще далеко но уже не затихал ни на мгновение. (Купр.)

5. Много людей стояло вокруг него но не было на лицах их благородства и нельзя было ему ждать пощады от них. (Горький)

6. Оно пылало так ярко как солнце ярче солнца и весь лес замолчал освещенный этим факелом великой любви к людям а тьма разлетелась от света его и там глубоко в лесу, дрожащая, пала пала в гнилой зев болота. (М. Горький)

7. Дети спят в такую пору глубоко и крепко и даже самые маленькие не плачут во сне.(Ю. Куранов)

8. Старый дуб зашептался с сосной или вдали заскрипела рябина или запела щегла окарина или малиновка маленький друг мне на закате ответила вдруг? (А. Заболоцкий)

9. Сам я и мое поколение, в большинстве своем, приобщилось к Есенину а затем следующее поколение — к Высоцкому через «тонное» пение солагерников и соокопников через альбомчики тридцатых годов а современники — через хрипатые ленту рвущие магнитофоны зачастую не зная, чьи тут искаженные но все равно певучие и складные стихи чьи тут песни выкрикиваемые хриплым голосом под гремящую гитару. (В. Астафьев)

Задание 2.

Из двух частей составьте предложения градации (не только, …но и; не столько,….сколько; не то чтобы,….но), соответствия (насколько,…настолько; как,…так), ставя необходимые союзы в нужное место.

  1. Коля часто пропускает лекции. Он мало занимается дома.

  2. Староста осуждает Сережу и Колю. Вся группа поддерживает мнение старосты.

  3. Наташа взялась помогать Коле. Таня поддерживает её.

Задание 3.

Подберите и выпишите из текстов современной публицистики 5 сложносочиненных предложений, состоящих более чем из двух составных частей. Укажите выходные данные. Сделайте вывод о тенденциях использования сложносочиненных конструкций в текстах современной публицистики.