logo
учебно-методическое пособие синтаксис

Лабораторные работы Лабораторная работа 1. Словосочетание

Цель работы: познакомиться с основными типами словосочетаний, уметь анализировать их, уметь грамотно строить словосочетания.

Вариант 1

Задание 1.

Выпишите из текста 15 словосочетаний (5 – с подчинительной связью согласование, 5 – с подчинительной связью управление, 5 – с подчинительной связью примыкание) и проанализируйте их по схеме.

Однажды по дороге в университет я увидела объявление на фонарном столбе. Двухлетней девочке, больной лейкемией, срочно требовалась кровь. Телефон ее мамы я сохранила. И даже стала донором. Помню, как хотела потом позвонить и спросить, как чувствует себя ребенок. Но почему-то было неудобно. Казалось, что с такими проблемами матери будет не до разговоров. Да и за кухонными беседами с друзьями мы решили, что лейкемия все равно неизлечима…

Однако во время работы над статьей я поняла, что сегодня мифов, связанных с онкологией, меньше так и не стало. Люди, столкнувшиеся с бедой, те, кто им помогают, и мы, все остальные,  живем в разных измерениях. Мы привычно думаем, что рак лечить до сих пор не научились. Что кровь, сданную для детей, на самом деле продают за бешеные деньги на Запад. Что родственники пациентов — это убитые горем люди, закрывшиеся в больничных палатах и общающиеся только с врачами. Что доноры костного мозга, добровольно подставляют свои позвоночники, а потом всю жизнь мучаются со здоровьем... (Е. Воронова)

Задание 2.

Исправьте ошибки в словосочетаниях. Определите тип подчинительной связи. При затруднениях обращайтесь к справочникам.

Разъяснения о допущенных ошибках, оперировать с точными данными, приехать с Донбасса, характерно ему, свойственно для него, нештатная ситуация, свойственно для него, подчеркнуть о необходимости строительства, сдать рецензию о книге, оперировать со случайными сведениями, указать о необходимости, различия повести от романа, конференция о проблеме, совещание об итогах практики.

Задание 3.

Составьте текст (5-10 предложений), в котором бы использовались следующие словосочетания: антиалкогольная кампания, статистика о количестве, быстро идти. Докажите, что эти словосочетания могут участвовать в формировании связного текста.

Вариант 2

Задание 1.

Выпишите из текста 15 словосочетаний (5 – с подчинительной связью согласование, 5 – с подчинительной связью управление, 5 – с подчинительной связью примыкание) и проанализируйте их по схеме.

На всех фотографиях рядом с больными у нее живая улыбка и сияющие глаза. Как может человек пропустить через свое сердце сотни людей, похоронить их – и не ожесточиться, не покрыться корой равнодушия, не заразиться профессиональным цинизмом медиков? А ведь на ее плечах вот уже пять лет огромное дело – бесплатный хоспис (“за смерть нельзя брать деньги!”). У доктора Лизы, ее сотрудников и волонтеров, девиз: хоспис – место для жизни. И жизни полноценной, хорошего качества. Даже если счет идет на часы. Здесь хорошие условия, вкусная еда, качественные медикаменты. “Все, кто у нас побывал, говорят: как у вас хорошо! Как дома! Здесь хочется жить!”

Как ей удалось найти средства на оснащение такой больницы, да еще в конце 90-х? Правда, сама она говорит, что гораздо труднее оказалось поддерживать хоспис на должном уровне. Но и на это она как-то умудряется находить средства. Сначала люди не верили, что все это – бесплатно. Но для доктора Лизы это принципиально важно: любой человек, богат он или беден, должен иметь возможность умереть достойно. Ведь смерть не выбирает, за кем прийти…(Е. Воронова)

Задание 2.

Исправьте ошибки в словосочетаниях. Определите тип подчинительной связи. При затруднениях обращайтесь к справочникам.

Прийти со школы, пятилетняя годовщина, нештатный сотрудник, войти вовнутрь помещения, участвовать в управлении государства, оплачивать за проезд, заведующий курсов, (условия) сказались на культурный уровень, подтолкнуло меня на решение, семинар по теме, проблема о строительстве моста, сомневаться об этом, утверждать о завершении строительства, ссылаться о результатах.

Задание 3.

Составьте текст (5-10 предложений), в котором бы использовались следующие словосочетания: прошлогодняя война, подводить итоги, надо молчать. Докажите, что эти словосочетания могут участвовать в формировании связного текста.