Лабораторная работа 2 Главные члены предложения.
Цель: дать понятие о грамматической основе и ее роли в предложении, закрепить знания по пунктуации.
Вариант 1.
Задание 1
Спишите предложения. Выделите грамматические основы и проанализируйте их. Результаты анализа оформите в виде таблицы.
Грамматическая основа | Сказуемое: Форма рода, числа, лица, наклонения. | Подлежащее: Форма числа, падежа. | Тип основы | Значение грамматической основы |
Машина двигалась | Двигалась– изъяв. накл., ж.р., ед.ч. | Машина – ед.ч., им.п. | двусоставная | Предмет – деятель и его действие, реальное в прошлом. |
Блок был прост | Был – изъяв.накл., м.р., ед.ч. Прост – кр. прилаг. | Блок – ед.ч.., им.п. | двусоставная | Предмет – деятель и его действие, реальное в прошлом. |
Не мешать | Не мешать – инфинитив | нет | Односостав. | Действие без деятеля, модальность нереальная. |
1. Нам нужно больше читать. 2. Вам нужна эта книга? 3. Почитать бы сейчас! 4. Мне сегодня не читается. 5. Уже поздно. Нам следует уехать. 6. Простишь ли меня? 7. Меня не простят 8. В походе будет нелегко. 9. Приду завтра и все расскажу.
Задание 2
Подчеркните главные члены предложения. Определите тип сказуемого в предложении.
1. ЭТО интересно только профессионалам. (Что ЭТО? – курсы повышения квалификации). 2. Пельмени «Добрыня» любят на всем Урале. 3. Латвийский капитал-банк. Наше правило хорошего тона – естественность поведения! 4. Никогда не зарабатывайте на культуре/ (Ком. пр.) 5. Круче Гор могут быть только Буши (Ком.пр.) 6. Киеву, похоже, больше нравится Юля (Независимая). 7. Бывший госсекретарь США Мадлен Олбрайт, которая ныне разрабатывает новую стратегическую концепцию НАТО, попросила Россию не учить Альянс, как ему действовать (Независимая). 8. Вкусный наш фруктовый сад. Он полезен для ребят. Неплохие фрукты в нём, мы про них сейчас споём. Кто румянец нагулял, помидором спелым стал. Вот так девочка у нас – просто спелый ананас (реклама).
Задание 3
Расставьте знаки препинания.
1.Вдохновение это строгое рабочее состояние человека. 2. Находить приметы или самим создавать их очень увлекательное занятие. 3. Счастье умов благородных видеть довольство вокруг. 4. Душа моя бескрайний дремучий лес: шум тишина, падение взлет, смех плач, рождение смерть. (И.Юзеев) 5. Любовь и время это несовместно. Любовь есть вечность. Вечность есть любовь. (В.Сидоров)
Задание 4.
Напишите текст(ы) (5-7 предложений) для рекламирования сока «Радость». Подчеркните главные члены предложения. Сделайте письменный вывод о том, какие члены предложения могут использоваться в рекламе.
Вариант 2.
Задание 1
Спишите предложение. Выделите грамматические основы и проанализируйте их. Результаты анализа оформите в виде таблицы.
1. Не гуляла в лесу уже давно. 2. Не гуляйте долго! 3. При хорошей погоде гуляли бы дольше. 4. Мне нравится гулять вечером около моря. 5. Сегодня даже гулять не хотелось. 6. Не гуляется нам сегодня. 7. Надо гулять перед сном. 8. Детям полезно гулять на свежем воздухе. 9. Не удалось сегодня погулять.
Задание 2
Подчеркните главные члены предложения. Определите тип сказуемого в предложении.
1. ЭТО у мужчины должно быть обязательно! (реклама костюмов). 2. Ваш счет в Инкомбанке – новое ощущение жизни. 3. Только народ-преступник может без совести оккупировать другие народы, угнетать и истреблять их (лозунг пикетчиков у посольства России в Риге). 4. Россия-кукушка, собирай своих рассыпанных цыплят из чужых гнезд! 5. Никто не хочет поступаться принципами.(Известия). 6. Газета цитирует главы наблюдателей ПАСЕ Матью Эорси, которая назвала выборы «спокойными» и профессионально организованными (Независимая). 7. Без пяти минут президента пристыдили за русский язык (Независимая). 8. А на что ты способна, когда ты в тонусе? Быть привлекательной и очаровывать? Дарить прохожим улыбки? Совершать маленькие глупости? Ты способна на многое. Твой мир такой, каким его делаешь ты (реклама).
Задание 3
Расставьте знаки препинания.
Писать о лесах любимое мое занятие в некотором смысле даже гражданская обязанность. 2. Приметы на дорогах это не главные приметы. 3. Грузоподъемность судна тридцать тонн. 4. Каждый человек есть необходимое звено в цепи человечества. (Д.Веневитинов). 5. Природа и наука два вогнутые зеркала, вечно отражающие друг друга. (А.Герцен) 6. На судьбу жаловаться дело легкое, но пустое. (Э.Зорин)
Задание 4.
Напишите текст(ы) (1-5 предложений) для рекламирования сметаны «Здравушка». Подчеркните главные члены предложения. Сделайте письменный вывод о том, какие члены предложения могут использоваться в рекламе.
- Современный русский язык.
- Планы лекционных занятий
- Практические занятия
- 1. Словосочетание как синтаксическая единица Вопросы для обсуждения:
- 2. Простое предложение. Организация простого предложения. Вопросы для обсуждения:
- 3.Формальная, смысловая и коммуникативная организация простого предложения Вопросы для обсуждения:
- 4.Основные структурно-семантические типы простого предложения Вопросы для обсуждения:
- 5.Предложения, осложненные однородными членами Вопросы для обсуждения:
- 6.Предложения, осложнённые обособленными членами. Вопросы для обсуждения:
- 7.Предложения, осложнённые вводными и вставными конструкциями. Предложения с обращениями. Вопросы для обсуждения:
- 8.Синтаксис сложного предложения. Структурно-семантические характеристики сложных предложений и их классификация.
- Вопросы для обсуждения:
- 9.Сложноподчинённое предложение Вопросы для обсуждения:
- 10.Бессоюзное сложное предложение. Вопросы для обсуждения:
- 11.Многочленные сложные предложения с разными типами синтаксической связи. Вопросы для обсуждения:
- 12.Текст. Механизмы образования текста. Вопросы для обсуждения:
- Лабораторные работы Лабораторная работа 1. Словосочетание
- Лабораторная работа 2 Главные члены предложения.
- Лабораторная работа 3 Второстепенные члены предложения
- Лабораторная работа 4 Односоставное предложение
- Лабораторная работа 5 Простое предложение. Осложненное простое предложение.
- Лабораторная работа 6 Сложносочиненное предложение
- Лабораторная работа 7 Сложноподчиненное предложение
- Лабораторная работа 8 Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными
- Лабораторная работа 9 Бессоюзное сложное предложение
- Лабораторная работа 10 Многочленное сложное предложение