logo
учебно-методическое пособие синтаксис

Лабораторная работа 7 Сложноподчиненное предложение

Цель: уметь составлять и анализировать сложноподчиненные предложения.

Вариант 1.

Задание 1. Выпишите предложения в следующем порядке: 1) прос­тые предложения, 2) сложносочинённые предложения, 3) сложноподчинённые предложения 4) бессоюзные сложные предложения. В сложных предложениях подчеркните союзы и союзные слова, составьте схемы.

1) Павел сменил в потолке розетку, и через минуту в кухне появился свет. (Н. О.) 2) Надо ехать, если он советует. (Гонч.) 3) Граф Семён Гаврилович очень желал устроить своему любимому питомцу самое блестящее будущее (Алданов). 4). У меня на участке оползень, а дом застрахован (Искандер). 5)В трубе жил испокон веков какой-то особенно упорный и голосистый домовой, который во время бури умел петь на два голоса. 6)Подъезжает он к тому месту, где тракт выходит из гор в Долину Свободы, глядь: впереди стоит какая-то женщина (Шукшин). 7) Все подивились изысканности Пашки – на него уже смотрели с нескрываемым веселым интересом (Шукшин).

Задание 2. Вставьте подчинительные союзы и союзные слова. Расставьте недостающие знаки препинания. Разберите предложения по схеме.

1. Человек должен быть наделен фантазией ________ творить. (В. Высоцкий. Монологи)

2. Я наблюдал свысока _______ волны головы ломают. (В. Высоцкий)

3. Живешь в заколдованном диком лесу __________ уйти невозможно. (В. Высоцкий)

Задание 3. Разберите сложноподчиненные предложения по схеме.

1. Когда ночью пришли с обыском, то обитатели квартиры решили защищаться (Л. Т.) 2. Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет. 3. Надо поймать тот час, когда косые лучи начнут пронизывать лес. 4. Если вы будете изучать русский язык, то вам откроется мир безграничных радостей.

Задание 4. Придумайте начала и запишите полученные предложения.

А. …, как будто хотел мне что-то сказать.

Б. …, что слушали, не проронив ни слова.

Допишите сложноподчиненное предложение. Укажите вид придаточного.

А. Узнайте, пожалуйста,…

Б. С тех пор как мы поселились у озера,…

В. Девушка так мило улыбалась,…

Г. Мне нравятся песни,…

Задание 5.

Напишите статью для печатного издания на тему: «Нужна ли людям демократия?», используя сложноподчиненные предложения.

Вариант 2.

Задание 1.Выпишите предложения в следующем порядке: 1) прос­тые предложения, 2) сложносочинённые предложения, 3) сложноподчинённые предложения 4) бессоюзные сложные предложения. В сложных предложениях подчеркните союзы и союзные слова, составьте схемы.

1) День проводил Павел на лесопилке, а вечером бежал на электростанцию .(Н. О.) 2) Я хочу, что­бы моя новая книга была произведением ярким, волнующим ду­шу, зовущим к борьбе. (Н. О.) 3) За болотцем, которое Мересьев прополз, открывалась поляна. (Б. П.) 4) Порывы ветра тре­пали деревья и вода фонтаном обливала стоящих, но они ниче­го не чувствовали. (Гл.) 5) Реденький лес, куда они вскоре вошли, тоже заметно по­страдал от боя. (Бубен.) 6) Поезд ушёл, его огни скоро исчез­ли. (Ч.) 7) Мой Трезор остановился, попятился. (Т.) 8) По­года была ужасная: ветер штормовой ревел с ночи, дождь лил как из ведра. (Гонч.)

Задание 2 Вставьте подчинительные союзы и союзные слова. Расставьте недостающие знаки препинания. Разберите предложения по схеме.

1. Все равно я отсюда тебя заберу во дворец __________ играют свирели. (В. Высоцкий, 1970г)

2. Соглашайся хотя бы на рай в шалаше _________ терем с дворцом кто-то занял. (В. Высоцкий, 1970г)

3. Мне теперь не понять_________же прав был из нас в наших спорах без сна и покоя (В. Высоцкий «Он не вернулся из боя»)

Задание 3. Разберите сложноподчиненные предложения по схеме.

1. Я накинул на плечи шинель, потому что несмотря на теплый день озяб от холода и усталости, и пошел искать машину. 2. Хотя она жила уже около трех недель в городе, я не видел госпожи Луизы близко в лицо. 3. Аист, как говорит народное поверье, стережет счастье, не подпуская беду. 4. Кто пахать не ленится, у того хлеб родится.

Задание 4.

Придумайте начала и запишите полученные предложения.

А. …, что чуть не упал в воду.

Б. …, будто долго жила в Англии.

Допишите сложноподчиненное предложение. Укажите вид придаточного. А. Я посмотрел в окно и увидел,…, и мне показалось…

Б. Лишь только появилась первая трава,…

В. Я так долго не получал писем от своего друга,…

Г. Я расскажу о книге,…

Задание 5.

Напишите статью, используя сложноподчиненные предложения, для печатного издания на тему «Жареный петух клюнул».