Планы лекционных занятий
Предмет синтаксиса. Система синтаксических единиц.
Цель занятия: определить предмет синтаксиса, рассмотреть основные синтаксические единицы.
План
Определение понятия «синтаксис». Предмет синтаксиса как науки.
Основные синтаксические единицы, их функции и структурная характеристика.
Система синтаксических отношений и синтаксических связей в русском языке.
Аспекты изучения синтаксических единиц.
Учебный материал
Синтаксис и предмет синтаксиса как науки. Связь синтаксиса с другими уровнями языка. Основные синтаксические единицы (словоформа, словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое, абзац, текст) их функции и структурная характеристика. Синтаксические отношения, их типология. Координативные (соединительные, разделительные, градационные) и субординативные (атрибутивные, объектные, обстоятельственные, комплетивные) отношения. Грамматическое значение синтаксических единиц. Предикативные и полупредикативные отношения. Понятие синтаксической связи. Сочинение и подчинение. Присловные и неприсловные связи. Аспекты изучения синтаксических единиц: логический, структурный, коммуникативный, структурно-семантический.
Словосочетание как синтаксическая единица
Цель занятия: рассмотреть типологию словосочетаний.
План
Словосочетание как «межуровневая» языковая единица. История разработки учения о словосочетании в отечественной науке.
Смысловая и формальная организация словосочетаний. Функционирование словосочетаний в речи.
Вопрос о сочинительных словосочетаниях. Типы сочинительных словосочетаний (В.А. Белошапкова).
Типы подчинительных словосочетаний.
Учебный материал
Словосочетание как «межуровневая» языковая единица. История разработки учения о словосочетании в отечественной науке. Смысловая и формальная организация словосочетаний. Типы словосочетаний по их структуре: простые и сложные. Функционирование словосочетаний в речи. Вопрос о сочинительных словосочетаниях. Типы сочинительных словосочетаний (В.А. Белошапкова): открытые, закрытые. Типы подчинительных словосочетаний. Классификация словосочетаний в зависимости от лексико-грамматических свойств главного слова: глагольные, именные, наречные. Классификация словосочетаний по степени спаянности компонентов: свободные, синтаксически несвободные. Классификация словосочетаний по синтаксической связи: согласование, примыкание, управление.
Простое предложение. Формальная, смысловая и коммуникативная организация простого предложения
Цель занятия: рассмотреть смысловую и коммуникативную организацию простого предложения.
План
Простое предложение как монопредикативная единица. Грамматические характеристики предложения.
Организация простого предложения: формальная, смысловая, коммуникативная.
Концепция компонентного состава предложения В.А. Белошапковой.
Парадигма предложения
Коммуникативная организация простого предложения.
Типология высказываний.
Учебный материал
Простое предложение как монопредикативная единица. Грамматические характеристики предложения. Синтаксическое время и синтаксическое наклонение, их отличие от соответствующих морфологических категорий.
Организация простого предложения: формальная, смысловая,
коммуникативная. Формальная организация простого предложения. Члены предложения. Главные члены предложения: подлежащее, сказуемое. Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.
Концепция компонентного состава предложения В.А. Белошапковой (предикативный центр, его обязательные и необязательные распространители, распространители распространителей). Структурная схема простого предложения. Минимальная и расширенная структурные схемы предложения. Компоненты минимальных структурных схем. Типология минимальных структурных схем. Список минимальных структурных схем. Типы расширителей структурных схем предложения.
Парадигма предложения. Широкое и узкое пониманиt парадигмы предложения.
Смысловая организация простого предложения. Значение предложения. Способы описания объективного содержания предложения: описание объективного содержания предложения с опорой на понятие пропозиции, с опорой на понятие его семантической структуры. Структура субъективного содержания предложения. Обязательные и необязательные модусные смыслы и способы их выражения в предложении. Эксплицитные и имплицитные смыслы в содержании предложения.
Коммуникативная организация простого предложения. Понятие высказывания. Коммуникативное задание и актуальная информация высказывания. Актуальное членение высказывания. Тема и рема.
Типология высказываний. Предложение как средство выполнения речевого действия. Понятие речевого акта. Типология речевых актов.
Основные структурно-семантические типы простого предложения
Цель занятия: рассмотреть типологию двусоставных и односоставных предложений, выявить особенности функционирования их в публицистических текстах.
План
Членимые и нечленимые простые предложения.
Типология односоставных предложений. Спорные вопросы классификации односоставных предложений.
Полные и неполные предложения.
Учебный материал
Членимые и нечленимые простые предложения. Типы нечленимых предложений.
Типы членимых простых предложений: двусоставные и односоставные. Типология односоставных предложений: неопределенно-личные, определенно-личные, обобщенно-личные, безличные предложения. Инфинитивные предложения. Номинативные предложения.
Спорные вопросы классификации односоставных предложений. Типы простых предложений по наличию второстепенных членов: нераспространенные и распространенные.
Полные и неполные предложения. Эллиптические предложения.
Особенности функционирования простых предложений в публицистических текстах.
Синтаксис осложнённого предложения
Цель занятия: рассмотреть основные типы обособлений в простом предложении.
План
Понятие об осложненном предложении.
Предложения, осложнённые однородными членами.
Предложения с обособленными членами.
Вводные слова и предложения. Вставные конструкции.
Понятие об обращении. Способы выражения обращения
Присоединительные конструкции. Структурно-грамматические типы присоединительных конструкций.
Учебный материал
Понятие об осложненном предложении. Осложнение семантическое и синтаксическое. Признаки осложненного предложения.
Виды осложнения. Предложения, осложнённые однородными членами. Связь однородных членов в предложении. Согласование в предложении с однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания между однородными членами.
Предложения с обособленными членами. Обособленные согласованные и несогласованные определения. Обособление приложения. Обособленные обстоятельства, выраженные причастными и деепричастными оборотами. Обособленные обстоятельства, выраженные именами существительными и наречиями. Обособление оборотов со значением включения, исключения, замещения. Обособление уточняющих, пояснительных и присоединительных членов предложения.
Вводные слова и предложения. Вставные конструкции.
Понятие об обращении. Способы выражения обращения
Присоединительные конструкции. Структурно-грамматические типы присоединительных конструкций.
Структурно-семантические характеристики сложных предложений и их классификация. Сложносочинённое предложение
Цель занятия: рассмотреть структуру сложных предложений, охарактеризовать сложносочиненные предложения.
План
Понятие о сложном предложении.
Структура сложносочиненного предложения.
Типы сложносочиненных предложений.
Учебный материал
Понятие о сложном предложении. Сочинение и подчинение в сложном предложении. Средства выражения отношений между частями сложного предложения. Функции сложного предложения с текстах средств массовой информации.
Сложносочиненное предложение. Структура сложносочиненного предложения. Синтаксические отношения между частями сложносочиненного предложения. Сложносочиненные предложения с соединительными, противительными, разделительными союзами. Сложносочиненные предложения, выражающие присоединительные отношения.
Сложноподчиненное предложение
Цель занятия: охарактеризовать сложноподчиненные предложения.
План
Сложноподчиненное предложение. Общие сведения. Краткая история вопроса о сложноподчиненном предложении. Многомерная динамичная классификация Максимова.
Сложноподчиненные предложения с присубстантивно-атрибутивной придаточной частью.
Сложноподчиненные предложения с изъяснительно-объектной придаточной частью.
Сложноподчиненные предложения с местоименно-соотносительной придаточной частью.
Сложноподчиненные предложения с присоединительной придаточной частью.
Многочленное сложноподчиненное предложение. Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными.
Учебный материал
Сложноподчиненное предложение. Общие сведения. Краткая история вопроса о сложноподчиненном предложении. Многомерная динамичная классификация Максимова. Сложноподчиненные предложения расчаленной и нерасчлененной структуры. Сложноподчиненные предложения с присубстантивно-атрибутивной придаточной частью. Сложноподчиненные предложения с изъяснительно-объектной придаточной частью. Сложноподчиненные предложения с местоименно-соотносительной придаточной частью. Сложноподчиненные предложения с придаточной частью места, условия, причины, образа действия и степени, времени, цели, уступительной, следствия, сравнительной. Сложноподчиненные предложения с присоединительной придаточной частью. Многочленное сложноподчиненное предложение. Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными.
Бессоюзное предложение. Многочленные сложные предложения с разными типами синтаксической связи.
Цель занятия: охарактеризовать структуру бессоюзных предложений.
План
Бессоюзное предложение. Общие сведения.
Структурно-семантическая классификация бессоюзных предложений однородного состава.
Структурно-семантическая классификация бессоюзных предложений неоднородного состава.
Многочленные сложные предложения с разными типами синтаксической связи.
Бессоюзное предложение. Общие сведения. Виды бессоюзных сложных предложений. Структурно-семантическая классификация бессоюзных предложений однородного состава. Структурно-семантическая классификация бессоюзных предложений неоднородного состава.
Многочленные сложные предложения с разными типами синтаксической связи.
Сложное синтаксическое целое. Абзац. Чужая речь.
Цель занятия: рассмотреть структуру сложного синтаксического целого, абзаца.
План
1. Сложное синтаксическое целое как основная синтаксическая единица
текста. Типы сложных синтаксических целых по структуре и средствам
связи.
2. Абзац. Роль абзаца в тексте. Абзац в диалогическом и монологическом тексте.
3. Понятие чужой речи, ее функции и способы передачи. Прямая речь
как один из способов воспроизведения чужой речи. Ее структура.
4. Косвенная речь как способ передачи чужой речи. Строение
предложений с косвенной речью. Способы преобразования прямой речи в
косвенную.
Учебный материал
Сложное синтаксическое целое как основная синтаксическая единица
текста. Типы сложных синтаксических целых по структуре и средствам
связи. Параллельная и цепная связь.
Абзац. Роль абзаца в тексте. Абзац в диалогическом и монологическом тексте.
Понятие чужой речи, ее функции и способы передачи. Прямая речь
как один из способов воспроизведения чужой речи. Ее структура.
Косвенная речь как способ передачи чужой речи. Строение
предложений с косвенной речью. Способы преобразования прямой речи в
косвенную.
Синтаксис текста. Вопрос о единицах синтаксиса текста
Цель занятия: рассмотреть основные закономерности построения текстов.
План
Текст. Современные подходы к исследованию текста.
Виды информации в тексте.
Членимость текста.
Ретроспекция и проспекция.
Интеграция и завершенность текста.
Учебный материал
Текст. Современные подходы к исследованию текста. Проблема определения текста. Виды информации в тексте. Членимость текста. Когезия (внутритекстовые связи), континуум. Ретроспекция и проспекция. Интеграция и завершенность текста.
Тенденции развития синтаксической системы современного русского языка.
Пунктуация. Основы русской пунктуации
Цель занятия: рассмотреть основные типы знаков препинания и принципы русской пунктуации.
План
Принципы русской пунктуации.
Знаки препинания отделяющие и выделяющие.
Функции знаков препинания.
Учебный материал
Принципы русской пунктуации. Назначение пунктуации. Пунктуация и синтаксический строй русского языка. Пунктуация и интонация.
Знаки препинания отделяющие и выделяющие. Функции знаков препинания.
- Современный русский язык.
- Планы лекционных занятий
- Практические занятия
- 1. Словосочетание как синтаксическая единица Вопросы для обсуждения:
- 2. Простое предложение. Организация простого предложения. Вопросы для обсуждения:
- 3.Формальная, смысловая и коммуникативная организация простого предложения Вопросы для обсуждения:
- 4.Основные структурно-семантические типы простого предложения Вопросы для обсуждения:
- 5.Предложения, осложненные однородными членами Вопросы для обсуждения:
- 6.Предложения, осложнённые обособленными членами. Вопросы для обсуждения:
- 7.Предложения, осложнённые вводными и вставными конструкциями. Предложения с обращениями. Вопросы для обсуждения:
- 8.Синтаксис сложного предложения. Структурно-семантические характеристики сложных предложений и их классификация.
- Вопросы для обсуждения:
- 9.Сложноподчинённое предложение Вопросы для обсуждения:
- 10.Бессоюзное сложное предложение. Вопросы для обсуждения:
- 11.Многочленные сложные предложения с разными типами синтаксической связи. Вопросы для обсуждения:
- 12.Текст. Механизмы образования текста. Вопросы для обсуждения:
- Лабораторные работы Лабораторная работа 1. Словосочетание
- Лабораторная работа 2 Главные члены предложения.
- Лабораторная работа 3 Второстепенные члены предложения
- Лабораторная работа 4 Односоставное предложение
- Лабораторная работа 5 Простое предложение. Осложненное простое предложение.
- Лабораторная работа 6 Сложносочиненное предложение
- Лабораторная работа 7 Сложноподчиненное предложение
- Лабораторная работа 8 Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными
- Лабораторная работа 9 Бессоюзное сложное предложение
- Лабораторная работа 10 Многочленное сложное предложение