logo
учебно-методическое пособие синтаксис

Лабораторная работа 10 Многочленное сложное предложение

Цель: уметь анализировать многочленные сложные предложения.

Вариант 1

Задание 1

Проанализируйте сложные предложения с разными видами связи

1. Мы живем на земле в состоянии внутреннего раскола, от которого мы страдаем и который мы не умеем преодолеть: это расхождение между нашими лично-эгоистическими побуждениями и нашим Божественным призванием, которое мы иногда переживаем как внутреннее влечение, как духовную жажду (И. Ильин).

2. Я говорил правду –мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни и видел, как другие без искусства счастливы, пользуясь даром теми выгодами, которых я так неутомимо добивался (М.Лермонтов).

3. Я сделался нравственным калекой: одна половина души моей не существовала, она высохла, испарилась, умерла, я ее отрезал и бросил, – тогда как другая шевелилась и жила к услугам каждого, и этого никто не заметил, потому что никто не знал о существовании ее погибшей половины; но вы теперь во мне разбудили воспоминание о ней, и я вам прочел ее эпитафию (М.Лермонтов).

4. Естественно желать своему народу справедливости для того, чтобы открыть свободную дорогу творчеству и качеству - честности, совести, уму, таланту, гению; но неестественно разжигать в своем народе завистливую химеру равенства, для того чтобы «погасить высшие способности» (Достоевский, «Бесы»); и столь же неестественно внушать своему народу, что до водворения «полной справедливости» нельзя ни жить, ни творить культуру (русские революционные партии) (И. Ильин).

Задание 2.

Используя произведения известных современных публицистов, выпишите 7 многочленных сложных предложений. Укажите выходные данные цитат. Составьте схемы этих предложений.

Вариант 2

Задание 1

Проанализируйте сложные предложения с разными видами связи

1. Зло порождает зло; первое страдание дает понятие об удовольствии мучить другого; идея зла не может войти в голову человека без того, чтоб он не захотел приложить ее к действительности: идеи – создания органические, сказал кто-то: их рождение дает уже им форму, и эта форма есть действие; тот, в чьей голове родилось больше идей, тот больше других действует; от этого гений, прикованный к чиновническому столу, должен умереть или сойти с ума, точно так же, как человек с могучим телосложением, при сидячей жизни и скромном поведении, умирает от апоплексического удара (М.Лермонтов).

2. Страсти не что иное, как идеи при первом своем развитии: они принадлежность юности сердца, и глупец тот, кто думает целую жизнь ими волноваться: многие спокойные реки начинаются шумными водопадами, а ни одна не скачет и не пенится до самого моря. 3. Но это спокойствие часто признак великой, хотя скрытой силы; полнота и глубина чувств и мыслей не допускает бешеных порывов: душа, страдая и наслаждаясь, дает во всем себе строгий отчет и убеждается в том, что так должно, она знает, что без гроз постоянный зной солнца ее иссушит; она проникается своей собственной жизнью, – лелеет и наказывает себя, как любимого ребенка (М.Лермонтов).

4. И этнический замес, и природные условия, и движение истории, где нельзя было сыскать и полувека, чтобы отдохнуть от войн, а все силы уходили на то, чтобы выстоять, выжить, спастись, — все это заложило такие черты, как сверхтерпеливость, способность увязить в себе любую чуждость (В.Распутин).

Задание 2.

Используя произведения известных современных публицистов, выпишите 7 многочленных сложных предложений. Укажите выходные данные цитат. Составьте схемы этих предложений.

ЛИТЕРАТУРА

Основная:

  1. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык. – М., 2006.

  2. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. – М., 2007.

  3. Скобликова Е.С. Современный русский язык. Синтаксис простого предложения. – М., 2006.

  4. Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц / Под ред. Е.И. Дибровой, Л.Л. Касаткина и др. В 2 частях. – М., 2007.

  5. Солганик Г.Я. Синтаксическая стилистика. – М., 2006.

Дополнительная:

  1. Арутюнова Н.Д. Предложение и его соотнесенность с действительностью. – М., 1976.

  2. Валгина Н.С. Активные процессы в современном русском языке. – М., 2005.

  3. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. – М., 2000.

  4. Валгина Н.С. Теория текста. – М., 2006.

  5. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М., 1981.

  6. Дымарский М.Я. Проблемы текстообразования и художественный текст. – СПб., 2007.

  7. Золотова Г.А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса. – М., 2005.

  8. Золотова Г.А. Очерк функционального синтаксиса русского языка. – М., 2006.

  9. Ильенко С.Г. Синтаксические единицы в тексте. – Л., 1989.

  10. Клюев Е.В. Риторика. – М., 2005.

  11. Кухаренко В.А. Интерпретация текста. – М, 1988.

  12. Лекант П.А. Синтаксис простого предложения в современном русском языке. – М., 1986.

  13. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. – М., 1970.

  14. Москальская О.И. Грамматика текста. – М., 1981.

  15. Москвин В.П. Выразительные средства современной русской ре-

  16. Новиков Л.А. Семантика текста и ее формализация. – М., 1983.

  17. Падучева Е.В. Предложение и его соотнесенность с действительностью. – М., 1996.

  18. Папина А.Ф. Текст: его единицы и глобальные категории. – М., 2002.

  19. Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. – М., 1956.

  20. Прияткина А.Ф. Осложненное простое предложение в современном русском языке. – М., 1990.

  21. Русская грамматика: В 2-х т. / Под ре. Н.Ю. Шведовой. – М., 1989/

  22. Русский язык и культура речи. Учебник для ВУЗов под ред. Л.К.Граудина и Е.Н.Ширяева.

  23. Русский язык. Энциклопедия. – М., 1997.

  24. Скобликова Е.С. Согласование и управление в русском языке. – М., 2006.

  25. Современный русский язык / Под ред. В.А. Белошапковой. 3-е изд. – М., 1997.

  26. Современный русский язык под ред. П.Я. Леканта. – М., 1988.

  27. Солганик Г.Я. Синтаксическая стилистика. – М., 2007.

  28. Шахматов А.А. Синтаксис русского языка. – М., 1941.

46