Лабораторная работа 9 Бессоюзное сложное предложение
Цель: уметь анализировать бессоюзные предложения.
Вариант 1.
Задание 1. Из данных простых предложений составьте три сложных, используя различные средства связи.
Ночью ударил первый морозец с ветерком. После теплого лета и дождливой осени он казался с непривычки задиристым и крепким. Всё вокруг побелело.
Задание 2. Перестройте сложные союзные предложения в бессоюзные. Запишите их, расставляя знаки препинания.
А. Было решено отправиться пораньше, и мы встали чуть свет.
Б. Я подошёл к окну и увидел, что ночью снег запорошил весь сад.
Задание 3. Допишите, образуя бессоюзные сложные предложения.
А. Мы хорошо отдохнули … (вывод или результат).
Б. Я взглянул на небо … (следствие).
В. Здесь нельзя проехать … (причина).
Задание 4. Продолжите предложение: Юноша говорил мало …, чтобы получились предложения следующих типов:
А. простое с однородными членами (без союзов)
Б. бессоюзное сложное, между частями которого надо поставить запятую
В. бессоюзное сложное, между частями которого надо поставить точку с запятой
Задание 5. Проанализируйте бессоюзные предложения (знаки препинания не расставлены).
1. Не выбрасывайте билеты они еще могут пригодиться. 2. Степь пестреет цветами синеют колокольчики желтеет дрок белеют ромашки. 3. Слышу внизу заиграли что-то из “Фауста”. 4. Пушкину не нужно было ездить в Италию за картинами прекрасной природы прекрасная природа была у него под рукою здесь на Руси на ее плоских и однообразных степях под ее вечно серым небом в ее печальных деревнях и ее богатых и бедных городах (Бел.). 5. В «Бахчисарайском фонтане» [вышедшем в 1824 году] заметен значительный шаг вперед со стороны формы стих лучше поэзия роскошнее благоуханнее (Бел.). 6. Музыка по-прежнему долетала до нас звуки ее казались слаще и нежнее огни зажглись в городе и над рекою (Т.). 7. Все кругом призывало к подвигу газетные корреспонденции о горящих русских деревнях чередовались с фотографиями простреленных комсомольских билетов с портретами учеников Гастелло с клятвами до последней кровинки биться за Москву (Леон.).
Задание 6. Используя сложноподчиненные предложения, напишите текст на тему:«Смена ценностей по-русски …». Определите, для какого СМИ будет он предназначен.
Вариант 2.
Задание 1. Из данных простых предложений составьте три сложных, используя различные средства связи.
Наступает время грибной охоты. Трудно усидеть дома. Лес зовет и манит.
Задание 2. Допишите, образуя бессоюзные сложные предложения.
А. Нас охватило чувство страха … (причина).
Б. Я давно написал другу письмо … (противопоставление).
В. Раздался удар грома … (быстрая смена событий).
Задание 3. Перестройте сложные союзные предложения в бессоюзные. Запишите их, расставляя знаки препинания.
А. Любите книгу, так как она откроет вам много интересного.
Б. Я повторил приглашение, но он ничего не ответил.
Задание 4. Продолжите предложение: Даша задумчиво перелистывала страницы книги …, чтобы получились предложения следующих типов:
А. простое с однородными членами (без союзов)
Б. бессоюзное сложное, между частями которого надо поставить запятую
В. бессоюзное сложное, между частями которого надо поставить точку с запятой
Задание 5. Проанализируйте бессоюзные предложения (знаки препинания не расставлены).
1.На дворе декабрь окрестность охваченная снежным саваном тихо цепенеет. 2. Взойдёт красно солнце прощай светел месяц! 3. Назвался груздем полезай в кузов. 4. Идёт по улице лебёдушка плывёт. 5. Изредка разве блеснет под лучами солнца яркой чешуйкой словно золотом перепрыгивающая летучая рыба высоко в воздухе прореет белый альбатрос торопливо пронесется над водой меленькая петрель спешащая к далекому африканскому берегу раздастся шум водяной струи вы пускаемой китом, и опять ни одного живого существа вокруг (Станюк.). 6. Лев Толстой увидел сломанный репейник и вспыхнула молния появился замысел изумительной повести о Хаджи-Мурате (Пауст.). 7. Солнце садится в тучи, дым припадает к земле ласточки летают низко без времени голосят по дворам петухи облака вытягиваются по небу длинными туманными прядями все это приметы дождя (Пауст.)
Задание 6. Используя сложноподчиненные предложения, напишите текст на тему: «Мы – стареющая нация?». Определите, для какого СМИ будет он предназначен.
- Современный русский язык.
- Планы лекционных занятий
- Практические занятия
- 1. Словосочетание как синтаксическая единица Вопросы для обсуждения:
- 2. Простое предложение. Организация простого предложения. Вопросы для обсуждения:
- 3.Формальная, смысловая и коммуникативная организация простого предложения Вопросы для обсуждения:
- 4.Основные структурно-семантические типы простого предложения Вопросы для обсуждения:
- 5.Предложения, осложненные однородными членами Вопросы для обсуждения:
- 6.Предложения, осложнённые обособленными членами. Вопросы для обсуждения:
- 7.Предложения, осложнённые вводными и вставными конструкциями. Предложения с обращениями. Вопросы для обсуждения:
- 8.Синтаксис сложного предложения. Структурно-семантические характеристики сложных предложений и их классификация.
- Вопросы для обсуждения:
- 9.Сложноподчинённое предложение Вопросы для обсуждения:
- 10.Бессоюзное сложное предложение. Вопросы для обсуждения:
- 11.Многочленные сложные предложения с разными типами синтаксической связи. Вопросы для обсуждения:
- 12.Текст. Механизмы образования текста. Вопросы для обсуждения:
- Лабораторные работы Лабораторная работа 1. Словосочетание
- Лабораторная работа 2 Главные члены предложения.
- Лабораторная работа 3 Второстепенные члены предложения
- Лабораторная работа 4 Односоставное предложение
- Лабораторная работа 5 Простое предложение. Осложненное простое предложение.
- Лабораторная работа 6 Сложносочиненное предложение
- Лабораторная работа 7 Сложноподчиненное предложение
- Лабораторная работа 8 Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными
- Лабораторная работа 9 Бессоюзное сложное предложение
- Лабораторная работа 10 Многочленное сложное предложение