3.2. Вопросы к зачёту
Структура ответа на вопрос:
– место рассматриваемой проблемы в структуре триады «действительность – сознание/мышление – язык/речь», в том числе подробно – в структуре лингвистического знания;
– значение и актуальность рассматриваемой проблемы;
– определение основных понятий, основная гипотеза рассматриваемой проблемы;
– аргументы; примеры.
Языкознание и естественные науки (взаимовлияние, заимствование методов исследования).
Математика и языкознание. Различия лингвистического и математического знака.
Математическая экспликация. Количественные методы в языкознании.
Математическая лингвистика (комбинаторная и квантитативная лингвистика).
Сравнение методов описательной, теоретической и прикладной лингвистики.
Формализация и моделирование в лингвистике. Модель, оригинал, структурная модель.
Некоторые типы моделей теоретической лингвистики. Математические модели в лингвистике.
Основные области приложения структурно-вероятностной модели языка.
Возможности использования структурно-вероятностной модели языка в теории и методике преподавания языков, в теории и практике перевода.
Авторизация/атрибуция текста как приложение структурно-вероятностной модели языка.
Компьютерное моделирование языка и речи как приложение структурно-вероятностной модели языка.
Субъективное, статистическое и классическое определение вероятности. Статистический подход к исследованию языковых структур.
Основания и условия вероятностно-статистического изучения языка и речи.
Основы построения лингвостатистических моделей. Минимально-необходимые лингвисту статистические инструменты.
Методика статистического эксперимента. Генеральная лингвистическая совокупность, выборочный метод.
Методика создания выборочной лингвистической совокупности. Требования к ней.
Репрезентативность; приемы, обеспечивающие надежную репрезентативность тематических выборок.
Определение минимально достаточного объема выборки в грамматических, фонетико-фонологических и лексикологических исследованиях.
Относительная ошибка и надежность в лингвистических исследованиях.
Корпусная лингвистика как важнейший этап решения задачи автоматизированного построения лингвостатистических моделей.
Корпусная лингвистика. Требования к корпусу текстов как к выборочной лингвистической совокупности, отражающей проблемную область.
Опыт разработки корпусов текстов. Фундаментальные корпусы (США, Великобритания, Германия, Франция, Россия). Электронные корпуса текстов. Национальный корпус русского языка.
Методика контент-анализа и примеры её применения.
Сущность контент-анализа. Концептуальная переменная.
Этапы подготовки и проведения контент-анализа. Варианты контент-анализа.
Факторы контроля качества контент-анализа.
Частотный словарь как вероятностно-статистическая модель языка.
Дополнительно:
Современная глоттохронология. Лексикостатистика.
Основные постулаты глоттохронологии, их недостатки, необходимость пересмотра некоторых из них.
Компьютерное моделирование (на примере машинного перевода). Виды перевода.
- Федеральное агентство по образованию
- I. Пояснительная записка
- 1.1. Цели и задачи дисциплины
- 1.2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
- 1.3. Объем дисциплины и виды учебной работы
- II. Содержание дисциплины
- 2.1. Разделы дисциплины и виды занятий
- Содержание разделов дисциплины
- I модуль. Элементы прикладной лингвистики
- II модуль. Вероятностно-статистическое изучения языка и речи
- 2.3. Практические и семинарские занятия
- № 1. Языкознание и математика. Математическая лингвистика
- № 2. Вероятностно-статистическое изучение языка и речи
- № 3. Контент-анализ
- № 4. Важнейшие применения частотных словарей
- № 5. Семиотика и лингвосемиотические основы переводоведения
- № 6. Современная глоттохронология
- 2.4. Основные понятия дисциплины
- 2.5. Задания для самостоятельной работы
- III. Формы контроля и требования к зачёту по дисциплине
- 3.1. Текущий и итоговый контроль усвоения знаний
- 3.2. Вопросы к зачёту
- IV. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- 4.1. Рекомендуемая литература
- 4.2. Средства обеспечения освоения дисциплины Материально-техническое обеспечение дисциплины
- Современные информационные технологии и мультимедийные продукты
- V. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
- 5.1. Общие рекомендации
- 5.2. Указания по выполнению заданий самостоятельной работы Задание № 1. (Задача а.Б. Долгопольского и а.А. Зализняка)
- Задание № 2. Классификация местоимений русского языка
- Задание № 3. Лабораторная работа № 1 «Статистический анализ рекламных текстов из нкря»
- Изучить информацию о Национальном корпусе русского языка на сайте корпуса: http://ruscorpora.Ru/ (разделы «что такое корпус?», «состав и структура», «статистика», «параметры текстов»).
- Провести статистический анализ рекламных текстов, представленных в Национальном корпусе русского языка
- Задание № 4. Лабораторная работа № 2 «Статистический анализ современного газетного текста»
- Задание № 5. Лабораторная работа № 3 «Контент-анализ литературного текста»
- I. Заполните таблицу
- II. Проведите анализ личностных качеств героев
- I. Заполните таблицу
- II. Проведите анализ личностных качеств героев
- Теоретические основы исследования.
- Требования к оформлению работы (контент-анализ)
- 5.4. Указания для студентов заочной формы обучения
- VI. Приложение задачи по глоттохронологии
- Домашнее задание