logo
2010_mmla_umk

3.2. Вопросы к зачёту

Структура ответа на вопрос:

– место рассматриваемой проблемы в структуре триады «действительность – сознание/мышление – язык/речь», в том числе подробно – в структуре лингвистического знания;

– значение и актуальность рассматриваемой проблемы;

– определение основных понятий, основная гипотеза рассматриваемой проблемы;

– аргументы; примеры.

  1. Языкознание и естественные науки (взаимовлияние, заимствование методов исследования).

  2. Математика и языкознание. Различия лингвистического и математического знака.

  3. Математическая экспликация. Количественные методы в языкознании.

  4. Математическая лингвистика (комбинаторная и квантитативная лингвистика).

  5. Сравнение методов описательной, теоретической и прикладной лингвистики.

  6. Формализация и моделирование в лингвистике. Модель, оригинал, структурная модель.

  7. Некоторые типы моделей теоретической лингвистики. Математические модели в лингвистике.

  8. Основные области приложения структурно-вероятностной модели языка.

  9. Возможности использования структурно-вероятностной модели языка в теории и методике преподавания языков, в теории и практике перевода.

  10. Авторизация/атрибуция текста как приложение структурно-вероятностной модели языка.

  11. Компьютерное моделирование языка и речи как приложение структурно-вероятностной модели языка.

  12. Субъективное, статистическое и классическое определение вероятности. Статистический подход к исследованию языковых структур.

  13. Основания и условия вероятностно-статистического изучения языка и речи.

  14. Основы построения лингвостатистических моделей. Минимально-необходимые лингвисту статистические инструменты.

  15. Методика статистического эксперимента. Генеральная лингвистическая совокупность, выборочный метод.

  16. Методика создания выборочной лингвистической совокупности. Требования к ней.

  17. Репрезентативность; приемы, обеспечивающие надежную репрезентативность тематических выборок.

  18. Определение минимально достаточного объема выборки в грамматических, фонетико-фонологических и лексикологических исследованиях.

  19. Относительная ошибка и надежность в лингвистических исследованиях.

  20. Корпусная лингвистика как важнейший этап решения задачи автоматизированного построения лингвостатистических моделей.

  21. Корпусная лингвистика. Требования к корпусу текстов как к выборочной лингвистической совокупности, отражающей проблемную область.

  22. Опыт разработки корпусов текстов. Фундаментальные корпусы (США, Великобритания, Германия, Франция, Россия). Электронные корпуса текстов. Национальный корпус русского языка.

  23. Методика контент-анализа и примеры её применения.

  24. Сущность контент-анализа. Концептуальная переменная.

  25. Этапы подготовки и проведения контент-анализа. Варианты контент-анализа.

  26. Факторы контроля качества контент-анализа.

  27. Частотный словарь как вероятностно-статистическая модель языка.

Дополнительно:

  1. Современная глоттохронология. Лексикостатистика.

  2. Основные постулаты глоттохронологии, их недостатки, необходимость пересмотра некоторых из них.

  3. Компьютерное моделирование (на примере машинного перевода). Виды перевода.