logo
2010_mmla_umk

1.1. Цели и задачи дисциплины

Основной целью курса является формирование понимания сущности ряда математических методов, получивших признание в теоретических и прикладных лингвистических исследованиях, и умений применять их на практике при проведении лингвистического анализа.

Основными задачами дисциплины являются:

– ознакомление студентов с некоторыми теоретическими проблемами квантитативной и математической лингвистики в рамках прикладной лингвистики;

– ознакомление студентов с некоторыми современными проблемами оптимизации когнитивной, эпистемической, социальной функций языка, оптимизации функционирования языка как средства передачи информации;

– усвоение методики и методов структурно-вероятностного моделирования языка и речи, методики контент-анализа, формирование умений применять их при проведении прагмалингвистического анализа;

– ознакомление студентов с применением современных информационных технологий в языкознании и в лингвистическом анализе;

– ознакомление студентов с основами теории и практики корпусной лингвистики, национальными корпусами текстов;

– ознакомление студентов с основами теории и практики частотных словарей, с некоторыми важнейшими применениями частотных словарей.

Цели и задачи дисциплины отвечают принятой на факультете лингвистики и словесности ПИ ЮФУ модели процесса подготовки лингвистов и филологов, в которой математика и информатика признаны общепрофессиональным компонентом современного лингвистического образования, а математическая и компьютерная подготовка лингвистов является важнейшим компонентом образовательного процесса. Лингвист, не владеющий новыми информационными технологиями и математическим аппаратом в своей практической и научно-исследовательской работе, обречён в ближайшем будущем на частые неудачи, поскольку современные лингвистические исследования немыслимы без применения математических методов и информационных технологий для выявления сущностей лингвистических явлений.

Содержание разделов курса при таком интегративном подходе базируется и в свою очередь уточняет и дополняет разделы и темы таких дисциплин как «Математика», «Информатика», «Философия», «Введение в языкознание», «Общее языкознание», «История языкознания», «Теория перевода» и «Теория обучения иностранным языкам».