1.1. Цели и задачи дисциплины
Основной целью курса является формирование понимания сущности ряда математических методов, получивших признание в теоретических и прикладных лингвистических исследованиях, и умений применять их на практике при проведении лингвистического анализа.
Основными задачами дисциплины являются:
– ознакомление студентов с некоторыми теоретическими проблемами квантитативной и математической лингвистики в рамках прикладной лингвистики;
– ознакомление студентов с некоторыми современными проблемами оптимизации когнитивной, эпистемической, социальной функций языка, оптимизации функционирования языка как средства передачи информации;
– усвоение методики и методов структурно-вероятностного моделирования языка и речи, методики контент-анализа, формирование умений применять их при проведении прагмалингвистического анализа;
– ознакомление студентов с применением современных информационных технологий в языкознании и в лингвистическом анализе;
– ознакомление студентов с основами теории и практики корпусной лингвистики, национальными корпусами текстов;
– ознакомление студентов с основами теории и практики частотных словарей, с некоторыми важнейшими применениями частотных словарей.
Цели и задачи дисциплины отвечают принятой на факультете лингвистики и словесности ПИ ЮФУ модели процесса подготовки лингвистов и филологов, в которой математика и информатика признаны общепрофессиональным компонентом современного лингвистического образования, а математическая и компьютерная подготовка лингвистов является важнейшим компонентом образовательного процесса. Лингвист, не владеющий новыми информационными технологиями и математическим аппаратом в своей практической и научно-исследовательской работе, обречён в ближайшем будущем на частые неудачи, поскольку современные лингвистические исследования немыслимы без применения математических методов и информационных технологий для выявления сущностей лингвистических явлений.
Содержание разделов курса при таком интегративном подходе базируется и в свою очередь уточняет и дополняет разделы и темы таких дисциплин как «Математика», «Информатика», «Философия», «Введение в языкознание», «Общее языкознание», «История языкознания», «Теория перевода» и «Теория обучения иностранным языкам».
- Федеральное агентство по образованию
- I. Пояснительная записка
- 1.1. Цели и задачи дисциплины
- 1.2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
- 1.3. Объем дисциплины и виды учебной работы
- II. Содержание дисциплины
- 2.1. Разделы дисциплины и виды занятий
- Содержание разделов дисциплины
- I модуль. Элементы прикладной лингвистики
- II модуль. Вероятностно-статистическое изучения языка и речи
- 2.3. Практические и семинарские занятия
- № 1. Языкознание и математика. Математическая лингвистика
- № 2. Вероятностно-статистическое изучение языка и речи
- № 3. Контент-анализ
- № 4. Важнейшие применения частотных словарей
- № 5. Семиотика и лингвосемиотические основы переводоведения
- № 6. Современная глоттохронология
- 2.4. Основные понятия дисциплины
- 2.5. Задания для самостоятельной работы
- III. Формы контроля и требования к зачёту по дисциплине
- 3.1. Текущий и итоговый контроль усвоения знаний
- 3.2. Вопросы к зачёту
- IV. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- 4.1. Рекомендуемая литература
- 4.2. Средства обеспечения освоения дисциплины Материально-техническое обеспечение дисциплины
- Современные информационные технологии и мультимедийные продукты
- V. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
- 5.1. Общие рекомендации
- 5.2. Указания по выполнению заданий самостоятельной работы Задание № 1. (Задача а.Б. Долгопольского и а.А. Зализняка)
- Задание № 2. Классификация местоимений русского языка
- Задание № 3. Лабораторная работа № 1 «Статистический анализ рекламных текстов из нкря»
- Изучить информацию о Национальном корпусе русского языка на сайте корпуса: http://ruscorpora.Ru/ (разделы «что такое корпус?», «состав и структура», «статистика», «параметры текстов»).
- Провести статистический анализ рекламных текстов, представленных в Национальном корпусе русского языка
- Задание № 4. Лабораторная работа № 2 «Статистический анализ современного газетного текста»
- Задание № 5. Лабораторная работа № 3 «Контент-анализ литературного текста»
- I. Заполните таблицу
- II. Проведите анализ личностных качеств героев
- I. Заполните таблицу
- II. Проведите анализ личностных качеств героев
- Теоретические основы исследования.
- Требования к оформлению работы (контент-анализ)
- 5.4. Указания для студентов заочной формы обучения
- VI. Приложение задачи по глоттохронологии
- Домашнее задание