5.1. Общие рекомендации
Лекционные, практические и семинарские занятия должны быть направлены на формирование понимания сущности ряда математических методов и информационных технологий, получивших признание в теоретических и прикладных лингвистических исследованиях, и умений применять их на практике при проведении лингвистического анализа с целью повышения конкурентоспособности будущих лингвистов. Решение этих задач возможно на основе интегрированного подхода и должно увязываться с результатами постоянного мониторинга потребностей общества, динамики производственных требований и социального заказа.
Освоение студентами таких методов, как контент-анализ, структурно-вероятностное моделирование языка и речи, экспертиза авторства текста, позволит им подготовиться к практической деятельности в таких сферах, как разнообразнейший политологический, социологический, культурологический анализ, лингвистическое обеспечение PR-технологий, рекламная деятельность, судебно-филологическая экспертиза и т.п. Очевидно, что в рамках небольшого спецкурса все эти проблемы в полном объёме решить невозможно, однако необходимо и возможно частично ознакомить с ними студентов и указать направления и пути их дальнейшего решения.
В процессе лекционных занятий студенты должны сформировать убеждение о необходимости использования в своих будущих исследованиях новейших (в том числе и электронных) материалов по теории и практике применения математических методов в лингвистическом анализе, методик статистического эксперимента и контент-анализа,.
На практических и семинарских занятиях необходимо вырабатывать у студентов собственное отношение к применению математических методов в теоретических и прикладных лингвистических исследованиях и формировать умение применять некоторые из них на практике при проведении лингвистического анализа. Занятия должны проводиться в виде творческих дискуссий по тематике курса, анализа практических и лабораторных работ, демонстрации информационных технологий лингвистического анализа в компьютерной лаборатории. Темы семинарских занятий и вопросы для обсуждения могут варьироваться в зависимости от профессиональных интересов студенческой аудитории.
Важнейшим компонентом курса является самостоятельная работа студентов. Поскольку курс призван сформировать у студента способность к рефлексивному анализу возможностей и значимости количественных методов для языкознания через собственный опыт, рекомендуется использовать различные формы самостоятельной работы – работа со справочной и учебной литературой, проведение анализа текстов на основе количественных методов, формулирование лингвистических задач и методики их решения с помощью статистического моделирования и т.п.
- Федеральное агентство по образованию
- I. Пояснительная записка
- 1.1. Цели и задачи дисциплины
- 1.2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
- 1.3. Объем дисциплины и виды учебной работы
- II. Содержание дисциплины
- 2.1. Разделы дисциплины и виды занятий
- Содержание разделов дисциплины
- I модуль. Элементы прикладной лингвистики
- II модуль. Вероятностно-статистическое изучения языка и речи
- 2.3. Практические и семинарские занятия
- № 1. Языкознание и математика. Математическая лингвистика
- № 2. Вероятностно-статистическое изучение языка и речи
- № 3. Контент-анализ
- № 4. Важнейшие применения частотных словарей
- № 5. Семиотика и лингвосемиотические основы переводоведения
- № 6. Современная глоттохронология
- 2.4. Основные понятия дисциплины
- 2.5. Задания для самостоятельной работы
- III. Формы контроля и требования к зачёту по дисциплине
- 3.1. Текущий и итоговый контроль усвоения знаний
- 3.2. Вопросы к зачёту
- IV. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- 4.1. Рекомендуемая литература
- 4.2. Средства обеспечения освоения дисциплины Материально-техническое обеспечение дисциплины
- Современные информационные технологии и мультимедийные продукты
- V. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
- 5.1. Общие рекомендации
- 5.2. Указания по выполнению заданий самостоятельной работы Задание № 1. (Задача а.Б. Долгопольского и а.А. Зализняка)
- Задание № 2. Классификация местоимений русского языка
- Задание № 3. Лабораторная работа № 1 «Статистический анализ рекламных текстов из нкря»
- Изучить информацию о Национальном корпусе русского языка на сайте корпуса: http://ruscorpora.Ru/ (разделы «что такое корпус?», «состав и структура», «статистика», «параметры текстов»).
- Провести статистический анализ рекламных текстов, представленных в Национальном корпусе русского языка
- Задание № 4. Лабораторная работа № 2 «Статистический анализ современного газетного текста»
- Задание № 5. Лабораторная работа № 3 «Контент-анализ литературного текста»
- I. Заполните таблицу
- II. Проведите анализ личностных качеств героев
- I. Заполните таблицу
- II. Проведите анализ личностных качеств героев
- Теоретические основы исследования.
- Требования к оформлению работы (контент-анализ)
- 5.4. Указания для студентов заочной формы обучения
- VI. Приложение задачи по глоттохронологии
- Домашнее задание