logo
ГОС по русскому языку

2. Классификация согласных в современном русском языке.

1. Как было отмечено, согласные звуки по соотношению звука и голоса делятся на звонкие и глухие (й-всегда звонкий; ч, ц – всегда глухие)

2. По степени участия голоса и шума – на сонорные и шумные.

3. По месту образования согласные в русском языке делятся на две группы:

- губные - б, п, м;

- губно-зубные – в, ф;

- зубные – з, с, ж, ш, ц, ч, р, н;

- переднеязычные – д, т, л;

- среднеязычные – й;

- заднеязычные – г, к, х.

В других языках мира могут быть представлены увулярные (язычковые) согласные, например, картавое R, встречающиеся в западноевропейских языках.

4. По способу образования согласные делятся на

- взрывные (б, п, д, т, к, г)

- щелевые\фрикативные (в, ф, с, з, ж, ш, й, х)

- аффрикаты\ смычно-щелевые (ц, ч)

- носовые (м, н),

- боковой (л)

- дрожащий\вибрант (р)

5. Русские согласные звуки, кроме того, различаются по мягкости –твёрдости (палатализация). Согласный й в этой системе занимает особое место: он всегда мягкий.

Артикуляционная характеристика:

  1. При образовании согласных звуков существенную роль играет участие или неучастие голосовых связок. Характер согласных звуков определяется соотношением тонов и шумов. Без участия голосовых связок образуются шумные глухие согласные. Если голосовые связки участвуют в образовании согласных, то в зависимости от степени участия образуется либо шумные звонкие, в акустической характеристике которых преобладают шумы, либо сонорные, в которых преобладают музыкальные тоны

  2. Участие в образовании согласных преград, которые образуют работающие органы, которые появляются на пути воздушной струи. Характеристика согласных в этом плане квалифицируется как место образования:

- губные (б, п, м)

- губно-зубные (в, ф)

- переднее-язычные (д, т, ч, з, с)

- средне-язычные (й)

- заднеязычные (г, к, х)

Большинство – передне-язычные: - зубно-язычные (д,т); - нёбно-язычные (з, с)

  1. Характер преграды. Характеристика согласной зависит от того, какая это преграда:

- смычка/взрыв (б, п, г, к, д, т)

- щель (н, ш, в, ф, з, с, ж, й, х)

- смычка+щель/аффрикаты/слитные притертые (ц, ч)

- смычно-проходные (м, н)

- боковые (л)

  1. Большая или меньшая площадь сближения работающих органов. В зависимости от этого признака образуются либо твёрдые, либо мягкие согласные.

  2. Вид резонатора. Воздушная струя может проходить или через полость рта, или через носовую полость (м, н)

В настоящие время предпринимаются попытки создания акустической характеристики, в которой учитываются такие признаки, как тембр, амплитуда колебаний воздушной струи, периодичность колебаний. С этой точки зрения звуки делятся на вокальные и невокальные, консонантные и неконсонантные, бимольные и небимольные.

Классификация согласных в историческом освещении.

(шпора-таблица)

[ф] – чуждый языку древних славян, но в пам-х встречался в заимств. словах в виде фиты и ферта. На иск. слав. почве возн. в 12-13 в. как позиц. чер-е после пад. ред. как рез-т ассим-диссим. пр-сов. (лавъка – утр. ред., К влияет на В = ф).

По арт-ции: губ\зуб и губ\губ (имел неоднозн. арт-цию в разных регионах)

На ранней стадии разв-я согл. различались по глух\звонк., но соотнес-ть не была развита = отс-е оглушения звонких [дуб]. Соотнес-ть по зв\глух. возникла после пад. ред. Они потеряли самост-ть.

Согл. делились на тв. (з\яз) и мягк. (шип., свист., j). Сонор. могли быть и м., и тв., но на их мягкость повлиял j. В полож-ии п\д глас. пер.р. сонор., губ. и пер\яз испытали частич. палт-цию, поэтому наз. полумягк.

Носовые (юс б. соотв. у, юс м. – я)

Все слав. яз. имели нос. зв. на ран. стадии св. развития. Напр., ст\сл, в кот., носовые употр-сь послед-но. Сохранил польский.

Открыл нос. зв. Ал-р Христофор. Востоков – установил произнош-е звуков в ст\сл яз.

Нос. глас. возникли из соч-й глас. + нос. разного происх-я (полного обр-я\редуц): ьн\ ин (звonъкъ – звукъ)

Соч-я глас. с нос. подвергались монофтонгизации. Явл-е м.б. в к\н слова. (лат: semen ->семя; лит.: anglis -> уголь)

Нос.зв. в др\р яз. исчезли рано и перешли в глас. полн. обр-я. Знаки сущ. до - реф. Петра.

Можно проследить чередования:

‘а \\ ен, ин, ем, им, ьм, ьн (начать-начьну-начинать)

у \\ он, ом, м (звон-звук, дуть-надменный)

а \\у (трясти-трус, супруг-упряжка, грузь-груз)

Б. значение для выясн-я истории нос. им факт заимств-я: рус. удочка, лит. unda

Время утраты:

  1. Соболевский. Лекции по ист.р.я.

  2. Фёдор Буддэ. Лекции…

Оба счит., что в к. 10 в.

  1. Шахматов. Очерк дрш п-да истории р.я. – 9 в.